Определение слова «Пиррон»

Большая советская энциклопедия:

Пиррон
(Prrhon)
из Элиды (около 360 — около 270 до н. э.), древнегреческий философ, основатель Скептицизма (пирронизма). Сам П. ничего не писал и воззрения его известны по записям его учеников, особенно Тимона из Флиунта, и по изложению Евсевия, который сформулировал три основных вопроса Тимона: какова природа вещей, как мы должны к ним относиться и что должно проистекать для нас из этого отношения? На первый вопрос П. и Тимон отвечали, что мы совершенно ничего не знаем ни о каких вещах, на второй — что мы должны воздерживаться от всякого суждения о чём бы то ни было как чисто субъективного свидетельства и на третий — что нужно пребывать в полной духовной независимости от всего окружающего (невозмутимость, Атараксия и даже полное «бесстрастие», Апатия). Последователем пирронизма был Энесидем, а его завершителем можно считать Секста Эмпирика (2 в. н. э.).
Лит.: Рихтер Р,, Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910. с. 60—75: Maccol N., The Greek sceptics from Pyrrho to Sextus, L., 1869; Waddington C., Pyrrhon et el Pyrrhonisme, P., 1877; Pappenheim E., Die Troppen der griehischen Skeptiker, B., 1885; Caldi G., Le scetticismo critico della scuola Pirroniana, Udine, 1896; Robin L., Pyrrhon et le scepticisine grec, P., 1944.
А. Ф. Лосев.

Новая философская энциклопедия:

ПИРРОН () из Элиды (приблизительно 365–275 до н.э.) – греческий философ, основатель античного скептицизма [СКЕПТИЦИЗМ]. Учился у софиста Брисона из Гераклеи (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидскими магами (Diog. L. IX 61). Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе [ЭПОХЕ] («воздержание от суждений») основным методом философии. Не писал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы (Sext. Pyrrh. Hyp. 1, 7), отсюда трудности реконструкции первоначального учения Пиррона и его дифференциации от неоскептической традиции Энесидема – Секста Эмпирика [СЕКСТ ЭМПИРИК]. В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для Пиррона – морально-психологическая ориентация.
Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса – свидетельство Аристокла (у Евсевия, Pr. Eu. XVI 18, 1–4 = Пиррон, test. 53 Decleva Caizzi), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Ответы: Вещи не- или без-различны (), неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения (); наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными. Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоколебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». 3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия [АТАРАКСИЯ] – безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия [АПАТИЯ]и «тишина» (, собств. «штиль», полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у Пиррона не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех конвенциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения» (), не ведут при этом ни к отшельничеству, ни (как у киников [КИНИКИ]) к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (Пиррон принимает должность верховного жреца и удостаивается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол» (test. 65), подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Ближайшими учениками Пиррона были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние он оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай).
Свидетельства:
1. Pirrone, Testimonialize, a cura di F. Decleva Caizzi. Napoli, 1981 (c. 17–26 библ.) (тексты, итал. пер. и комм.);
2. Long A.A., Sedley D.N. The Hellenistic Philosophers. Cambr., 1987, v. 1, p. 13–24, v. 2, p. 1–17.
Литература:
1. Robin L. Pyrrhon et le scepticisme grec. P., 1944 (repr. N. Y., 1980);
2. Flintoff E. Pyrrho and India. – «Phronesis» 25, 1980, p. 88–108;
3. Stopper M.R. Schizzi pirroniani. – Там же. 28, 1983, p. 265–97;
4. Reale G. Ipotesi per una rilettura della filosofia di Pirrone di Elide. – Giannantoni G. (ed.). Lo scetticismo antico. Napoli, 1981, vol. 1, 243–336;
5. Ausland H.W. On the Moral Origin of the Pyrrhonian Philosophy. – «Elenchos» 10, 1989, p. 359–434;
6. Bett R. Aristocles on Timon on Pyrrho: the text, its logic, and its credibility. – «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 12, 1994, p. 137–181;
7. Brunschwig J. Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho. – Он же. Papers in Hellenistic Philosophy. Cambr., 1994, p. 190–211;
8. Hankinson R.J. The Sceptics. L.–N. Y., 1995.
А.В.Лебедев

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(дипиррилкетон) (C4H3—NH)2CO — см. Пиррол.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru