Определение слова «Петродворец»

Большой энциклопедический словарь:

ПЕТРОДВОРЕЦ (до 1944 Петергоф) — город в Российской Федерации, Ленинградская обл., подчинен мэрии Санкт-Петербурга, пристань на Финском зал. Железнодорожная станция (Новый Петергоф). 82,9 тыс. жителей (1993). Часовой завод. Дворцово-парковый музей-заповедник. Основан Петром I в 1709; загородная резиденция российских императоров. Дворцово-парковый ансамбль 18-19 вв.: Большой дворец (завершен в 1720-е гг., перестроен в сер. 18 в.) — Верхний сад и Нижний парк (оба 1714-25) с системой фонтанов и водных каскадов; комплекс пейзажных парков — Английский (1779-94) — Александрия (1826-29) — Александровский (1830-е гг.). Сильно разрушен в 1941-44 фашистскими захватчиками; восстанавливается по проекту 1945.

Словарь географических названий:

Петродворец
(до 1944 г. Петергоф), город в Ленинградской обл., на юж. берегу Финского зал. (пристань), в 29 км к З. от Санкт-Петербурга. 82 тыс. жителей (1998). Основан Петром I в 1705 г. как загородная царская резиденция. В XVIII–XIX вв. создан дворцово-парковый ансамбль, включающий Большой дворец (1714–25; перестроен в 1747–52 гг.), Верх. сад с 5 фонтанами и Ниж. сад с крупнейшим в мире комплексом фонтанов (водовод длиной 22 км), дворцами "Монплезир", "Марли" и рядом павильонов. Город с 1762 г. В 1918 г. дворцы превращены в музеи. В 1941–44 гг. разрушен; восстановлен в 1950–60-х годах; ныне худож.-архит. дворцово-парковый музей-заповедник. Часовой завод, музей восковых фигур.

Большая советская энциклопедия:

Петродворец
(до 1944 — Петергоф)
город в Ленинградской области РСФСР, подчинён Ленинградскому горсовету. Пристань на южном берегу Финского залива. Ж.-д. станция в 29 км к З. от Ленинграда. 63 тыс. жит. (1974). Часовой завод (бывшая Петергофская гранильная фабрика). Строительство П. началось в 1709 по указу Петра I, решившего создать летнюю резиденцию с дворцом, парком и фонтанами, напоминавшую Версаль.
В П. находится один из наиболее значительных в СССР комплексов архитектурно-парковых ансамблей 18—19 вв. (около 1000 га; ныне музей «Дворцы-музеи и парки г. Петродворца»). Его ядром является парадная резиденция Петра I, которому принадлежит и основная идея её композиции. Он же вёл контроль над работами в 1714—25, когда были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построены Большой дворец (завершен около 1728), дворцы Монплезир, Марли, Большая оранжерея и ряд павильонов (все — барокко), создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов (отдельные каскады и фонтаны созданы позже) и выполнена большая часть их скульптурного убранства (множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз; в 1799—1806 свинцовые статуи заменены золочёными бронзовыми (скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин). В планировочной структуре ансамбля регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов. С двух взаимно пересекающихся «трезубцев» аллей, идущих веерами от дворца Марли и от высоко поднятого над крутым склоном Большого дворца, открываются полные ликующей патетики перспективы на Большой каскад и Морской канал, на далёкие силуэты Кронштадта и Ленинграда, а также то камерно-лирические, то празднично-торжественные виды на отдельные постройки, фонтаны, сооружения. В середине 18 в. был перестроен и расширен Большой дворец.
С 1770-х гг. вокруг первоначального ядра П. начал складываться комплекс пейзажных парков: Английский (1779—94, архитектор Дж. Кваренги), Александрия (1826—29, архитектор А. А. Менелас), Александровский (ныне Пролетарский; 1830-е гг.) и другие с дворцами и павильонами в классицистическом и псевдоготическом стилях. Ансамбль, сильно разрушенный в 1941—44 фашистскими захватчиками, восстанавливается по проекту 1945 (архитекторы Н. В. Баранов, Л. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская и др.). Воссозданы утраченные бронзовые статуи, введены в действие 144 фонтана и каскады, открыты для обозрения интерьеры дворцов и павильонов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1973 за большой вклад трудящихся города в восстановление и развитие дворцов-музеев и парков П. и в связи с 250-летием дворцово-паркового ансамбля П. награжден орденом «Знак Почёта».
Лит.: Архипов Н. И., Раскин А. Г., Петродворец, [Л. — М., 1961]; Федорова Н. Н., Парки Петродворца, [2 изд.], Л., 1966; Летопись возрождения, [Л., 1971] (авторы: Кедринский А. А., Колотов М. Г., Медерский Л. А., Раскин А. Г.); Ардикуца В. Е., Фонтаны Петродворца, [Л., 1972]; его же, Петродворец. Путеводитель, [Л.], 1974.

Каскад «Шахматная гора» («Руинный каскад»; 1722 — по проекту архитектора Н. Микетти, перестроен в 1738—39 под руководством архитектора М. Г. Земцова).

Большой дворец (центральная часть; 1714—25, архитекторы И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти; перестроен в 1747—52, архитектор В. В. Растрелли) и Большой каскад с гротом [архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти (1714—21), архитекторы Т. Усов, И. А. Мордвинов (1726—29) и др.; скульпторы Б. К. Растрелли и др.]. Вид со стороны Нижнего парка.

Каскад «Золотая гора» (1722—32, архитекторы Н. Микетти, М. Г. Земцов; золочёной медью облицован в 1819).

Парадный зал (1716) дворца Монплезир.

Тронный зал (1770-е гг., архитектор Ю. Фельтен) Большого дворца.

Дворец Монплезир. 1714—23. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти и др.

Морской канал. 1714—1860. Перспектива от Большого дворца.

Павильон «Эрмитаж». Верхний зал. Архитектор И. Ф. Браунштейн.

Павильон «Эрмитаж». 1721—24. Архитектор И. Ф. Браунштейн.

Оранжерея. 1722—25. Архитекторы Н. Микетти (?), И. Ф. Браунштейн.

Дворец «Марли». 1721—23. Архитектор И. Ф. Браунштейн.

Большой дворец. Вид со стороны Верхнего сада.

Петродворец. План Нижнего (I) и Верхнего (II) парков: 1 — Большой дворец [1714 — 25, арх. И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти; перестроен в 1747—52, арх. В. В. Растрелли; интерьеры — Растрелли, Ж. Б. М. Валлен-Деламот (1760-е гг.), Ю. М. Фельтен (1770-е гг.) и др.]; 2 — Большой каскад с гротом [арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти (1714—21), арх. Т. Усов и И. А. Мордвинов (1726—29) и др., скульптор Б. К. Растрелли и др.] и фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» (группа — золочёная бронза, 1800—02, М. И. Козловский; воссоздана в 1947 В. Л. Симоновым); 3 — террасные фонтаны (1799—1800; 1826); 4 — Большие фонтаны (1721—22; 1754); 5 — каскад «Шахматная гора» («Руинный каскад»; 1722 — по проекту Н. Микетти, перестроен в 1738—39 под руководством М. Г. Земцова); 6 — каскад «Золотая гора» (1722—32, Н. Микетти, М. Г. Земцов); 7 — дворец Монплезир (1714—23, И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти и др.); 8 — павильон Эрмитаж (1721—24, И. Ф. Браунштейн); 9 — дворец Марли (1721—23, И. Ф. Браунштейн); 10 — павильоны-колоннады (1800—1803, А. Н. Воронихин).

Советская историческая энциклопедия:

(до 1944 — Петергоф) — город в Ленингр. обл. РСФСР. 21,7 т. ж. (1959). Подчинен Ленгорсовету. Пристань па берегу Финского зал., ж.-д. ст. в 29 км от Ленинграда. Строительство П. началось с 1709-10 по указу Петра I, решившего создать на берегу Финского зал. парадную летнюю резиденцию по примеру европ. монархов (Версаль), с дворцом, парками и фонтанами. Систематич. работы велись с 1714 по указаниям и под наблюдением Петра I. В создании ансамбля П. участвовали рус. и иностр. архитекторы, скульпторы и садоводы (И. Браунштейн, Ж. Леблон, Н. Микетти, М. Земцев, Т. Усов, К. Растрелли и др.), живописцы, резчики, фонтанных дел мастера. Построенный на высоком уступе, обращенном к заливу, Большой дворец является композиц. центром ансамбля. Первая постройка дворца относится к 1714-1728 (автор неизвестен). В 1747-52 арх. В. Растрелли достроил третий этаж и перестроил дворец в стиле рус. барокко. При жизни Петра I был построен также его личный дворец "Монплезир" ("Мое удовольствие") (1714-1725) и павильоны "Марли" (1721-24) и "Эрмитаж" (1722). В П. были заложены два искусств. паркаВерхний и Нижний — из декоративных и фруктовых деревьев, построены большая кам. оранжерея и теплицы, вырыто несколько прудов. Чтобы обеспечить фонтаны водой, был прорыт канал в 22 км (шир. 6 м, глуб. 2 м) от Ропшинских высот до П. Канал был торжественно открыт 8 авг. 1721. С этого дня в П. начали действовать фонтаны, число к-рых постоянно увеличивалось.
=====
От дворца вниз к заливу тянется Большой каскад. Украшенный многочисл. фонтанами, золочеными бронзовыми статуями (скульпторы Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Мартос, И. Прокофьев и др.), барельефами (К. Растрелли и др.) и вазами, каскад представляет собой величественную картину. Он соединяется с бассейном "Ковш Самсона", в центре к-рого сооружена монументальная скульптурная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" — аллегория Полтавской победы (изображение льва входит в шведский герб, а Полтавская битва произошла в день св. Самсона). Из львиной пасти бьет мощный фонтан выс. 20 м. Вначале группа была свинцовой, в 1802 — заменена бронзовой работы М. И. Козловского (во время войны похищена гитлеровцами, в 1947 воссоздана В. Л. Симоновым). Кроме Большого каскада, в парке есть еще 2: на вост. стороне парка "Шахматная гора", на западной — "Золотая гора". От Большого каскада лучами расходятся прямые аллеи с многочисл. фонтанами. Парк очень живописен. Во время Вел. Отечеств. войны П. был варварски разрушен и разграблен гитлеровцами. П. восстановлен (работают 140 фонтанов); 6 мес. в году его посещают сотни тысяч сов. и зарубежных туристов.
=====
Лит.: Архипов Н., Сады и фонтаны XVIII в. в Петергофе, Л., 1936; Пилявский В. И., Петродворец (б. Петергоф), М., 1949; Гейрот A., Описание Петергофа, СПБ, 1868; Петродворец (памятники рус. художеств. культуры), М., 1952; Федорова Н. Н., Раскин А. Г., Петродворец, Л.-M., 1954; Рус. архитектура первой пол. XVIII в. Исследования и мат-лы, М., 1954; Ардикуца В. Е., Петродворец, Л., 1965.
=====
А. С. Будяк. Ленинград.

Топонимический словарь:

Петергоф

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru