Определение слова «ностальгия»

Толковый словарь Ефремовой:

ностальгия ж.
Болезненная тоска по родине или минувшему, утраченному, по связи с домом.

Толковый словарь Ушакова:

НОСТАЛЬГИ́Я, см. носталгия.

Большой энциклопедический словарь:

НОСТАЛЬГИЯ (от греч. nostos — возвращение и algos — боль) — тоска по родине; тоска по чему-нибудь утраченному, ушедшему.

Большая советская энциклопедия:

Ностальгия
(от греч. nstos — возвращение и lgos — боль)
тоска по родине.

Большой словарь иностранных слов:

Ностальгии, ж. [от греч. nostos – возвращение домой и algos – боль] (книжн.). Тоска по родине.

Толковый словарь Кузнецова:

ностальгия
НОСТАЛЬГИЯ -и; ж. [от греч. nostos — возвращение домой и algos — страдание] Книжн.
1. Тоска по родине, по родному дому. Охватило чувство ностальгии. Изводила мучительная н. Н. прошла через три года.
2. по чему. Разг. Тоска о прошлом, о пережитом, об утраченном. Приступы ностальгии по былому. Н. по патриархальной старине. Н. по родному селу.
Ностальгический, -ая, -ое. Н-ое настроение. Н-ие мотивы.

Малый академический словарь:

ностальгия
-и, ж. книжн.
Тоска по родине, по родному дому.
Под влиянием этих болезней и ностальгии, в то же время сильно заговорившей в нем, Глинка поспешил воротиться в Россию. Стасов, М. И. Глинка.
В нашем Владивостоке среди чиновников и моряков нередко наблюдается ностальгия. Чехов, Остров Сахалин.
[От греч. — возвращение домой и ’ — боль, страдание]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
ностальгия, -и

Толковый словарь Ожегова:

НОСТАЛЬГИЯ, и, ж. (книжн.). Тоска по родине, а также вообще тоска по прошлому.
| прил. ностальгический, ая, ое. Ностальгические нотки.

Новейший философский словарь:

НОСТАЛЬГИЯ (лат. nostalgie — тоска по родине, по прошлому) — комплекс устойчивых долговременных негативных психических переживаний экзистенциального характера, могущий носить различную содержательную нагрузку, а также быть сопряженным с предельно разнородными ассоциациями. Традиционно Н. сочетается с состоянием одиночества, грусти, ощущением взаимной отчужденности от себя самого, с одной стороны, и своего социального окружения вкупе со средой обитания, с другой стороны. Формирование Н. как осознаваемого психического феномена, присущего не только индивидам, но и численно значимым категориям людей, связано с определенным набором исторических трансформаций общества и человека. 1) Осознание индивидами самих себя как специфических самостей, четкое уяснение оппозиций «мы — они», «я — ты» (Б. Поршнев). 2) Превращение миграционных процессов вкупе с индивидуальным и коллективным освоением новых территорий обитания в постоянный фактор жизни многих людей. 3) Рост степеней сложности состояния «социализированности», «включенности» человека: рост численности и иерархизация референтных групп, от которых индивид/индивиды являются эмоционально зависимыми. 4) Четкое представление людей о «разнокачественности», необратимости, невоспроизводимости состояний человеческой психики наравне с событиями и ситуациями реальной жизни. 5) Выработка соответствующего набора понятий для описания и обозначения сложных и глубоко интимных психических состояний. Ностальгические состояния человека можно разделить на Н. «бытийного» (пространственного и социального) и «временного» типов. «Пространственая» Н. наиболее близка особой предрасположенности человека к определенным ландшафтам, пейзажам, облику времен года и ритму их смены и т.п. «Социальная» Н. связана с традиционным и первичным для человека, но утерянным им кругом человеческого и профессионального общения, эмоциональных и культурных привязанностей и т.д. «Временная» Н., традиционно обусловлена наличием в жизни каждого человека ярких и предельно эмоционально окрашенных периодов (первая влюбленность, радость отцовства, материнства и т.п.). «Временная» Н. может быть тесно перпле-тена с Н. социального порядка в тех случаях, когда массивы индивидуально значимой информации, которые транслировались человеку обществом и непосредственным социальным окружением (в те или иные временные периоды) были особо созвучны установкам личности, совокупности ее жизненных ценностей и приоритетов. Особо болезненной разновидностью Н. «временного» типа выступает Н. «по настоящему времени», связанная, по-видимому, с состоянием внутренней неудовлетворенности человека самим собой и собственным социальным положением, своими взаимными отношениями с окружающими. Иногда Н. такого типа порождается комплексом идеализирующих представлений личности о том или ином явлении или исторической эпохе. Из совокупности их характеристик вычленяются те, которые наиболее созвучны социальным ожиданиям и предпочтениям человека (мнение о себе самом как о человеке «19» или «серебряного» века — для российской ментальности). Абсолютно невозможное в полном объеме преодоление Н. парциально осуществляется в современном обществе посредством ряда мероприятий: а) постепенное формирование всемирного информационного поля (спутниковое TV, компьютерные сети), а также эволюция межперсональных средств связи; б) стандартизация потребляемых продуктов питания и предметов первой необходимости; в) унификация условий проживания людей — «мигрантов по своей воле» в различных частях света — (например, сеть отелей «Хилтон» по всему миру и т.п.). Психическое измерение состояния Н., обусловленное спецификой протекания индивидуальных процессов рефлексии, самосознания и самопознания у разных людей, вряд ли в принципе преодолимо в полном объеме. Альтернативой Н. в различных ее обликах выступает мировоззрение и мироощущение космополитизма.
НОСТАЛЬГИЯ, ностальгическое (греч. nostos — возвращение и algos — боль) — универсалия культуры, отражающая острое переживание прошлого в качестве утраты. Связана с психологическими особенностями эмоционального восприятия человеком временных параметров своего бытия и, в первую очередь, с его интенцией утвердиться во времени, проявляющейся как жажда счастья. Свойственная для европейской культуры позитивная эмоциональная окрашенность восприятия времени артикулируется применительно к настоящему как счастье, к будущему — как надежда, и к прошлому — как Н. И если для рефлексивно фиксированной в сознании аксиологической шкалы ценностным максимумом выступает именно счастье как таковое, то в реальной культурно-психологической динамике акцентированными оказываются как раз надежда и Н. Это обусловлено, прежде всего, тем, что поскольку счастье как состояние может быть описано в терминах экстатического переживания, предполагающего своего рода растворенность в процессе, постольку ему отнюдь не свойственна установка на параллельный рефлексивный анализ, — счастливый не мудрствует (у Р. Бернса: «И невдомек ему, что счастье — тут. // Предчувствия счастливых не терзают. // Они конца мучительно не ждут, // Безоблачно не зная о начале»). Кроме того, как известно, длительность перцептуаль-ного времени непосредственно зависит от его событийной наполненности, и чем более интенсивна последняя, тем более скоротечным оно воспринимается в момент переживания и тем более длительным кажется в ретро-оценке. Это означает, что кульминационная реализация счастья во временном отношении точечно воспринимается субъектом как мгновение (те самые пресловутые счастливые, которые «часов не наблюдают»), в то время как в воспоминании счастливый отрезок, напротив, субъективно растянут (ср. «И дольше века длится день» у Арc. Тарковского). Более того, психологами установлено, что свыше 80% воспоминаний окрашено у человека в розовый цвет, и даже то, что в свое время не переживалось в качестве счастья, в ретроспективе подвергается переоценке и осмысливается в качестве ценности. — В сумерки вылетает не только сова Минервы, но и аполлоновский лебедь, птица гармонии, облетая свои владения, подернутые флером воспоминаний, смягчающим острые углы и акварельно-размыто обрисовывающим силуэт пережитого счастья. Past perfect — это время, в котором человек всегда может указать на безоблачное счастье: вот оно, было! (В качестве концептуализации этого вектора сознания выступают ранние теории «золотого века», неизменно отнесенного в прошлое.) В этом смысле Н. — это всегда Н. по прошлому, фантомная боль временного существования. Н. как тоска по родине — в случае, если эта родина утрачена: ты ушел (пространственно уехал, оставил) или она оставила, ушла в прошлое (»Привыкай, привыкай: мы теперь — эмигранты, // Ни на миг не покинув родную страну...») у И. Димарина); Н. по юности — если эта юность уже позади (пронзительное восприятие любимой в юности музыки, сакральное отношение к «песням нашей молодости», выбор для своих детей книг, читанных в детстве, — все это, в сущности, позиция бабушки в «Белых ночах» Достоевского: «Севильский цирюльник»? Да это тот самый «Цирюльник», которого в старину давали? Да как же, как не знать! Я сама в старину на домашнем театре Розину играла!.. Да, пожалуй, поедем! Отчего же не поехать?!»); Н. по ушедшей любви, дружбе, по «прежним временам» — в конечном итоге, по любому plus quam perfekt. Строго говоря, именно неучет этой особенности человеческого сознания и является мефистофелевой ошибкой: сколько было бы уловлено душ, если бы вместо предполагающего рефлексию «Остановись, мгновенье, ты прекрасно» в договор было бы внесено ретроспективно ностальгическое: «Мгновение, вернись!».

Грамматический словарь Зализняка:

Ностальгия, ностальгии, ностальгии, ностальгий, ностальгии, ностальгиям, ностальгию, ностальгии, ностальгией, ностальгиею, ностальгиями, ностальгии, ностальгиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Тоска по родине.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru