Определение слова «неосхоластика»

Большой энциклопедический словарь:

НЕОСХОЛАСТИКА — собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики. Возникла в нач. 19 в., получила особое развитие с кон. 19 в., когда главным течением неосхоластики стал неотомизм. В Испании (с сер. 20 в. и в Германии) развивался суаресизм (см. Суарес Ф.). Ряд школ пытается синтезировать томизм с новейшими философскими течениями (лувенская школа в Бельгии, пуллахская школа в Германии).

Большая советская энциклопедия:

Неосхоластика
Собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящейся к реставрации средневековой схоластики. Возникновение Н. можно отнести к началу 19 в. (возрождение томизма в Италии — В. Буццетти и его ученик С. Сорди, Дж. Корнольди; в Испании — Х. Бальмес; в Германии середины 19 в. — И. Клёйтген). Со 2-й половины 19 в. развитие Н. принимает всё более широкие масштабы. Энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris» (4 августа 1879) провозгласила учение Фомы Аквинского единственно истинной философией католицизма. После этого развитие Н. идёт в основном в русле Неотомизма; опубликованные по распоряжению папы Пия Х «24 томистских тезиса» (27 июля 1914) формулировали основные положения католитической философии по всем её главным разделам: онтологии, космологии, антропологии и теодицеи. В Испании (во 2-й половине 20 в. — и в ФРГ) развивалась также схоластическая традиция, исходящая из идей испанского философа Ф. Суареса.
В современный период Н., наряду со строгим томизмом и суаресизмом, включает в себя различные философские школы, сторонники которых пытаются синтезировать томизм с новейшими течениями идеалистической мысли (лувенская школа в Бельгии, пуллахская школа в ФРГ). К Н. примыкают также платоновско-августинианская школа (И. Гессен — ФРГ, М. Ф. Шакка — Италия) и школа, сохраняющая францисканскую традицию (И. Мёллер, Т. Барт — ФРГ). Видя свою задачу в философском обосновании церковных догматов, Н. сохраняет методологию средневековой схоластики и ставит своей целью «преодолеть материализм и пантеизм более совершенными, чем у схоластики, средствами, включить католицизм в культурный прогресс, поднести людям откровение современными аргументами, привести знание и веру к новой формуле, сделать уступку развитию Нового времени, допустив в философию человеческое самосознание» (Меуеr Н., Weltanschauung der Gegenwart, Paderborn — Wurzburg, 1949, S. 155—56).
Лит.: Przywara E., Die Problematik der Neuscholastik, «Kant-Studien», 1928, Bd 33; Ehrle F., Die Scholastik und ihre Aufgaben in unserer Zeit, 2 Aufl., Freiburg im Breisgau, 1933; Sbarra A., I problemi della neoscolastica, Napoli, 1936. см. также лит. при ст. Неотомизм.
Л. И. Греков.

Советская историческая энциклопедия:

Направление в буржуазной философии 2-й пол. 19 — 20 вв., "возрождающее" (в модернизированной форме) ср.-век. схоластику. Господствующее положение в современной Н. занимает неотомизм.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
неосхоластика, -и

Новая философская энциклопедия:

НЕОСХОЛАСТИКАпонятие, объединяющее различные направления и школы католической философии, принципы философствования, характерные для средневековой схоластики. Появление неосхоластики как феномена духовной жизни 19 в. обычно связывается с романтической реакцией на рационалистически ориентированную философию Нового времени, Просвещение. В качестве пионеров неосхоластики выступили философы, попытавшиеся вернуть его былое влияние томизму [ТОМИЗМ], учению Фомы Аквинского: В.Буцетти, С.Сорди, Л.Тапарелли (Италия), И.Клойтген, Б.Хайнрих, К.Гутберлет (Германия), X.Бальмес (Испания) и др. Неосхоластика возрождает к жизни также учения Ансельма Кентерберийского [АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ], Альберта Великого, Бонавентуры,Дунса Скота [ДУНС СКОТ], Ф.Суареса и др. Рост популярности учения Аквината способствовал его признанию в качестве официальной философской доктрины католицизма в энциклике Льва XIII «Aeterni Patris». В 20 в. неосхоластика представлена прежде всего различными версиями неотомизма [НЕОТОМИЗМ], а также продолжателями учения Суареса в Испании и Германии, линии платоновско-августинианского теоретизирования (И.Гессен – в Германии, М.Шакка [ШАККА] – в Италии) и ряда др. школ. Особое значение имеет трансформация облика неосхоластики в сочинениях К.Ранера [РАНЕР], Э.Корета, Б.Лонергана, И.-Б.Лотца, Г.Мейера, М.Мюллера и др. представителей трансцендентального неотомизма.
Классические варианты схоластики были связаны с обоснованием истин веры при помощи средств рационально-философского теоретизирования. Эта ориентация полностью сохраняется и в неосхоластике 20 в. Однако меняется стиль работы с текстами Священного Писания и предания, наследием античных и средневековых авторов. Происходит своеобразный антропологический поворот, диктующий необходимость синтеза наследия классиков религиозно-философской мысли эпохи патристики и средневековья с методологическим инструментарием различных версий трансцендентальной философии – учения И.Канта [КАНТ], феноменологии, экзистенциальной герменевтики [ГЕРМЕНЕВТИКА]. Антропологический поворот неосхоластики обусловил популярность томистско-августинианского синтеза, наиболее ярким примером которого является философия К.Ранера, ассимилирующего на основе этого синтеза идеи Канта и Хайдеггера. В отличие от схоластики средневековья неосхоластика демонстрирует и особое внимание к феномену культуры, многообразию ее языков, каждый из которых рисует определенный сегмент сущего и указует на тотальность бытия, трансцендентное начало как источник мироздания. Принятие герменевтической платформы видится Э.Корету способом доказательства релятивности любых культурных контекстов, присутствующих в качестве неизменного фона горизонта абсолютного. Трансформация неосхоластики позволяет ее представителям более гибко реагировать на вызов современности, делает ее более открытой и способной предложить обновленные версии религиозно-философской интерпретации человека и его места в мире.
Б.Л.Губман

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru