Определение слова «натан»

Большая советская энциклопедия:

Натан
Жак Примо (28.10.1902, София, — 3.3.1974, там же), болгарский историк и экономист, общественный деятель, академик Болгарской АН (1961), народный деятель науки (1965), Герой Социалистического Труда НРБ (1964). Член Болгарской коммунистической партии (БКП) с 1920. Экономическое образование получил в 1926—1930 в Москве, где находился как политэмигрант. В 1945—47 член Национального комитета Отечественного фронта; в 1949—52 заместитель председателя Комитета по делам науки и искусства при Совете Министров НРБ. С 1945 профессор, заведующий кафедрой политической экономии, в 1952—62 ректор Высшего экономического института им. К. Маркса (София). С 1949 ответственный редактор журнала «Исторически преглед». Автор работ по истории народного хозяйства Болгарии, истории экономической мысли, политической экономии, истории национально-освободительного движения в Болгарии в 19 в. и истории БКП. Димитровская премия (1950, 1966). Награжден 2 орденами Г. Димитрова (1964, 1972).
Соч.: Икономическа история на България, София, 1938; Икономическа история на България следъ освобождението, София, 1938; Икономическите възгледи на Димитър Благоев, София, 1955; История на икономическата мисъл в България, София, 1964; в рус. пер. — Болгарское возрождение, М., 1949; История экономического развития Болгарии, М., 1961.

Советская историческая энциклопедия:

Жак Примо (р. 28.X.1902) — болг. историк и экономист. Академик (с 1961). Член Болг. коммунистич. партии (БКП) с 1920. Специалист в области истории нар. х-ва Болгарии, истории экономич. мысли, политэкономии, истории нац.-освободит. движения в Болгарии в 19 в. и истории БКП. Экономич. образование получил в 1926-30 в Москве, где находился как политэмигрант. В 1945-47 — чл. Нац. к-та Отечеств. фронта, в 1949-52 — зам. председателя К-та по делам науки и иск-ва при Сов. Мин. НРБ. С 1945 — профессор, зав. кафедрой политич. экономии, в 1958-61- ректор Высшего экономич. ин-та им. К. Маркса (София). С 1949 — ответств. редактор журн. "Исторически преглед". Н. — один из редакторов и авторов истории Болгарии ("История на България", т. 1-2, С., 1954-55, 2 изд., т. 1-3, С., 1961-64). Лауреат Дмитровской премии (присуждена в 1951), Герой Социалистич. Труда НРБ (1964).
=====
Соч.: Икономическа история на България след Освобождението, С., 1939; Икономическа история на България, С., 1938; Българското Възраждане, 4 изд., С., 1949 (рус. пер. — Болгарское Возрождение, М., 1949); Стопанска история на България, С., 1957 (рус. пер. — История экономич. развития Болгарии, М., 1961); Икономическите възгледи на Димитър Благоев, С., 1955; История на икономическата мисъл в България, С., 1964.

Энциклопедия литературных героев:

НАТАН (нем. Nathan) — герой драматической поэмы Г.-Э.Лессинга «Натан Мудрый» (1779). Н. — богатый еврей, живущий в Иерусалиме во времена первых крестовых походов. Прототипом для Лессинга послужил его берлинский друг Моисей Мендельсон. Н. уже немолод, много пережил, но страдания и житейские невзгоды не ожесточили его, напротив — научили мудрости и терпимости. Живя среди мусульман (у Лессинга они названы сарацинами), встречаясь с христианами, Н. судит людей не по вероисповеданию, а по человеческим качествам. Он снисходителен к религиозной нетерпимости молодого храмовника, не желающего поддерживать с ним отношения. Когда-то давно Н. спас девочку-христианку и воспитывал ее как приемную дочь, зная, что за это его могут наказать самым жестоким образом. Н. убежден, что и еврей, и христианин, и фанатичный дервиш, стремящийся к берегам священного Ганга, — каждый из них прежде всего человек. Этим убеждением Н. руководствуется во всех жизненных перипетиях. Именно в уста Н. вложена знаменитая притча о трех кольцах, изложенная Боккаччо в новелле из «Декамерона» — «Еврей Мельхиседек рассказом о трех перстнях устраняет большую опасность, уготованную ему Саладином». Н. тоже устраняет нависшую над ним опасность, но делает это не столько ради себя, сколько ради других. Султан Саладин считает, что, как и все евреи, Н. стяжатель. Мудрому Н. рассказ о трех кольцах помогает рассеять предубеждение Са-ладина: жил отец троих сыновей и каждому, умирая, вручил по кольцу, и каждый считал, что именно его кольцо волшебное, а братья — обманщики; после ссор и споров братья обращаются к судье, и тот советует им считать собственное кольцо заветным и приумножать добрые свойства талисмана праведной жизнью. Под кольцами Н. подразумевает различные религии, считая, что не они в конечном счете определяют, кто плох и кто хорош, а добрые дела, «благодетельная ко всем любовь». Саладин признает мудрость Н. и своей властью прекращает его преследование. Центральная часть драматической поэмы Лессинга посвящена конфликту Н. с патриархом, который требует казни Н. за то, что тот воспитал христианского ребенка как родную дочь. Начинается следствие, во время которого выясняется, что волею обстоятельств Н. спас и воспитал племянницу султана Саладина, дочь его брата, принявшего христианство. Образ Н. выражает идею прощения, в которой Лессинг усматривал высшее проявление мудрости и силы.
«Натан Мудрый» был поставлен на сцене театра в Веймаре по инициативе и под руководством Гете (1801). В историю театра Германии вошел спектакль 1945 г., когда после перерыва вновь открылся в Берлине «Дойчес-теа-тер», в роли Н. выступил старейший немецкий актер, работавший с М.Рейнхардтом, — Пауль Вегенер. В послевоенной Германии этот спектакль имел символическое значение, звучал призывом к терпимости и миролюбию.
Г.В.Макарова

Словарь личных имен:

А, муж. Заимств.
Отч.: Натанович, Натановна.
Производные: Натаня; Натаха; Наташа; Ната; Натуля; Натуся.
Происхождение: (Др.-евр. имя Natan — он (бог) дал.)

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Натан, муж. имя (Натанович, Натановна)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru