Определение слова «ЛЕССИНГ»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-81) — немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления Германии создал первую немецкую "мещанскую" драму "Мисс Сара Сампсон" (1755) — просветительскую комедию "Минна фон Барнхельм" (1767). В трагедии "Эмилия Галотти" (1772) осудил социальный произвол, в драме "Натан Мудрый" (1779) выступил сторонником религиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (книга "Лаокоон", 1766; "Гамбургская драматургия", 1767-69).
ЛЕССИНГ (Lessing) Дорис Мей (р. 1919) — английская писательница. Антиколониальная публицистика, рассказы и романы "Трава поет" (1950) — "Марта Квест" (1952) — "Приличный брак" (1954). Роман "Золотой дневник" (1962) выявил философские искания, обусловившие социальный пессимизм ее "космической серии "Канопус в Аргосе" (1979-82).

Большая советская энциклопедия:

I
Лессинг (Lessing)
Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском (1746—48) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760—65 секретарь губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767—68). Окончил свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога. Основной пафос деятельности Л. — борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, Л. в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками. В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяет и публицистическую деятельность Л. (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751—55; издание «Театральной библиотеки», 1754—1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма «Натан Мудрый» (1779). Важнейшая заслуга Л. — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром Л. отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767—69). В философии Л. явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии. Н. Г. Чернышевский посвятил Л. спец. монографию (1857). Высокую оценку деятельности Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Меринг. В 1888—1943 в Берлине существовал «Лессинг-театр».
Соч.: Smtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1—23, Stuttg., 1886—1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень литературы о Лессинге с 1749 по 1919); Gesammelte Werke, Bd 1—10, В., 1954—58; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—10, СПБ. 1904; Драмы, М. — Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Гриб В. P., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Лессинг, М., 1957; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М. — Л., 1934; RiIIa Р., Lessing und sein Zeitalter, B., 1960; Seidel S., G. E. Lessing, 1729 — 1781. Eine Einfhrung in sein Leben und Werk, B., 1963; Ritzel W., G. E. Lessing, Stuttg. — [u. a.], 1966; Guthke K. S., Der Stand der Lessing-Forschung. Ein Bericht uber die Literatur von 1932—1962, Stuttg., 1965.
Г. М. Фридлендер.

Г. Э. Лессинг. «Минна фон Барнхельм». Илл. Д. Н. Ходовецкого (офорт, 1769).

Г. Э. Лессинг.
II
Лессинг (Lessing)
Дорис Мей (р. 22.10.1919, Иран), английская писательница. Детство и молодость провела в Африке (Южная Родезия). С 1949 живёт в Лондоне. Автор антиколониальных романов «Трава поёт» (1950), дилогии «Марта Квест» (1952, русский перевод 1957)11 «Приличный брак» (1954) и африканского путевого дневника «Возвращение домой» (1957). Лучшее в творчестве Л. — сборники реалистических рассказов и повестей о нравах колониальных кругов Южной Африки. В середине 50-х гг. Л. пережила идеологический кризис, наиболее полно выразившийся в романе «Золотой дневник» (1962). Пьеса «Играй с тигром» (1962) и сборник рассказов «Мужчина и две женщины» (1963) трактуют тему безнадёжности современного стоицизма.
Соч.: African stories, L., 1964; Briefing for a descent into Hell, L., 1971; Landlоcked, L., 1965. в рус. пер. — Повести, М., 1958.
Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Ивашева В. В., Английская литература. XX в., М., 1967; Brewster D., D. Lessing, N. Y., [1965].
III
Лессинг (Lessing)
Карл Фридрих (15.2.1808, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 5.6.1880, Карлсруэ), немецкий живописец. С 1826 жил в Дюссельдорфе (где учился в АХ), с 1858 — в Карлсруэ. Виднейший представитель дюссельдорфской школы (См. Дюссельдорфская школа), писал романтические пейзажи («Горный пейзаж», 1847, Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и большие исторические полотна, отмеченные стремлением к исторической и психологической правдивости образов. Картины на темы движения гуситов («Проповедь гуситов», 1836, Национальная галерея, Берлин) созданы под влиянием подъёма немецкого демократического движения. Ф. Энгельс приветствовал обращение Л. к идеям социализма.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 520; Htt W., Die Dsseldorfer Malerschule. 1819—1869, Lpz., 1964.

К. Ф. Лессинг. «Королевская чета, оплакивающая смерть дочери». 1830. Эрмитаж. Ленинград.

Словарь по культурологии:

Теодор Лссинг (Lessing) (1872-1933)
нем. философ; получил степень д-ра философии в Эрлангене. Осн. произв.: “История как придание смысла бессмысленному”, “Закат Земли в духе. Европа и Азия”, “Введение в совр. философию”, “Разрыв в этике Канта”, “Символика человеч. образов”, “Философия как действие”, “Ницше”, “Еврейская ненависть к самому себе”, “Шопенгауэр, Вагнер и Ницше”, “Проклятая культура”, “Одинокие песни”.
Осн. идеей “Заката Земли в духе” стало понимание “духа” как конца естеств. состояния человека. Л. уподобляет “метафизич. сознание” (так называет он совр. форму научного познания) копью Ахиллеса, древко к-рого способно исцелять раны, наносимые его острием. Л. принадлежал к младшему поколению “философии жизни”; осн. вопросы, выдвигаемые им в “Закате...”, подобны проблемам, поставленным Шпенглером в “Закате Европы”. Для Л. зарождение культуры связано с трагич. разрывом человека с природой; однако человек не сразу “выпадает” из природы. “Действительность сознания” началась в странах зап. культуры с Сократа, восточной — с Будды (Л. делит историю на две большие социокультурные целостности: Запад и Восток). “Действительность сознания” разрушила природное единство, поставила на место природы дух и историю — придание смысла бессмысленному. Л. не противопоставляет цивилизацию культуре, считая, что это две стадии одного и того же процесса: умирания естественности и торжества умения извлекать выгоду, “действительность бездуховности”.
В надвигающемся ужасе Л. предлагает как путь спасения человечества отречение от мирского, уход в аскезу. Если человечеству не дано вернуться в первобытно-счастливое детство единства с природой, благоговейного страха-любви к земле, лотосу, звездам, то его спасение в возврате к Франциску Ассизскому, когда возможно объединить материализм и идеализм, экономику и христианство, социализм и религию, анархизм и коммунизм. Отличие истории от науки Л. полагал как ложно поставленную проблему. Он настаивал на том, что история берет свое начало в мифе; совр. история отличается от Геродотовой только плюрализмом. Л. не только отрицает возможность познания стоящей за описываемой нами историей истинной истории, “вещи в себе”, но отрицает самое существование этой “истинной” истории: история — только кажущаяся наука, различия концепций Гегеля и Шпенглера несущественны. Л. рассматривает истор. процесс как противостояние двух больших социокультурных ареалов: культуры Запада и культуры Востока. Прасимвол зап. культуры — христ. крест, вост. — буддийское колесо. Противопоставленность символов и определила противопоставленность культур. Крест — последняя двойственность мышления, в к-рой все противоречия имеют антагонизмы по ту или другую сторону: условное и безусловное, твердое и текучее, собственное и чужое, необъятное и ограниченное. Европ. человек добровольно берет этот крест на себя как символ страдания, ибо невозможно представить себе улыбающегося Христа, в то время как на лике Будды вечная улыбка. Кресту противостоит буддийское колесо с его бесконечными спицами, пересекающими друг друга в пространстве как все новые воли и формы; все противоположности охвачены единством неизменного, все питаются из одного источника.
Для европ. культуры типично стремление к достижению выгоды и выявлению перспектив, ловкость, “ярмарка деловитости”. Естественность Азии абсолютно противоположна неестественности (не-природности) Европы. В сердце человека Азии лежит природа, у него все связано с природой. Чудовищный Голем Европы — машины как одухотворенный призрак живого, как вампир старых сказок, питающийся жизнью. “Об-во” европ. человека противоположно “общности” азиатского, европ. машинерия включает человека в ландшафт, вост. человек самоопределен и свободен, его мировоззрение благоговейно относится к природе, европеец же природу “делает”. Столь же различно понимание этими культурами воли: воли действующей и воли претерпевающей.
К 1916 Л. завершает свой гл. труд “История как придание смысла бессмысленному или рождение истории из мифа”. Развивая идею о зарождении сознания как разломе в космич. бытии и оставаясь на т. зр., что история — миф зап. механистич. души, Л. задает вопрос о сущности истор. познания, об источнике сосуществования бесконечного множества истор. концепций, вводя понятие трех противопоставленных и противолежащих сфер: жизни, действительности, истины как центра картины мира и связанных с ними “реальностей”.
Теория трех сфер давала Л. возможность снять им же самим сформулированное противопоставление Willenschaft и Wissenschaft или, как он называл их, две тенденции в понимании сознания: первая относилась к “пути” Вико – Гегеля – Дарвина – Маркса, вторая к “пути” Декарта – Канта – Гуссерля – Липпса. Снятие противоречия между миром жизни и миром истины и позволило Л. увидеть специфику истории как науки исключительно в том, что она – только “кажущаяся наука”, ибо постоянное приращение нового означает каждый раз необходимость нового переживания и новое градуирование от совершаемого к совершившемуся. Поэтому, утверждает Л., говорить о иной действительности истории, кроме нашего переживания истории, невозможно.
Логос создает историю, новый миф, и именно с этого начинается восстание духа против природы. История рождается из фантазии и содержит исполнение желаний и поощрение надежд, поэтому история не есть действительность, она есть освобождение, спасение от действительности, и опять оборачивается мифом, а в современности и утешительной ложью. Человеку свойственно стремиться упорядочивать хаос, вносить в историю “причину” как веру в судьбу. История начинается в иррациональном, но заканчивается в символическом, ибо действительность не есть ни жизнь, ни истина. История есть только действительность сознания. Отсюда нелепость попыток внести жизнь в историю или заставить историю уловить богатство и текучесть жизни, т.к. установление смысла вело к умервщлению истории, биологизация истории оборачивалась иной формой схематизации и механизации ее. В жизни, в природе, в развивающемся нет ни логичности, ни нелогичности, ни ценности, ни бесценности, ни хорошего, ни плохого, ни рациональности, ни иррациональности, она все-в-одном, “дух, один дух имеет смысл, может констатировать развитие, может создавать структуры высшего единства, может судить, оценивать, хотеть”. В этом и есть восстание духа против природы, появление из природной целостности ее разлома, духа. Из порочного круга вычленения истории из жизни можно вырваться, только наделив ее законами механики, как бы они ни назывались, идиографическими или биологическими; не надо бояться поэтич. природы истории, но человек хочет видеть в истории смысл, придать ей смысл, и вводит в историю причинность (какое бы имя она ни носила: закон, случайность, судьба). Л. пошел дальше Шпенглера в определении субъективного характера истории, целиком отказавшись от признания существования истории как “вещи в себе”, существующей, но недоступной нашему сознанию в силу характера историчности как феномена одной культуры, уже умершей, так и историчности нашего сознания, ограниченного прасимволом нашей культуры. Для человека, по Л., не существует “подлинной действительности”, так же как и подлинной истор. реальности.
Соч.: Studien zur Wertaxiomatik. Lpz., 1914; Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen. Munch., 1919; Europa und Asien. Lpz., 1919; Prinzipien der Charakterologie. Halle, 1926.
Т.Е. Карулина.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Lessing), Готхольд Эфраим (22.I.1729 — 15.II.1781) — нем. философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Род. в семье лютеранского пастора. В 1746-48 учился в Лейпциге, в 1770-81 — библиотекарь в г. Вольфенбюттель (Брауншвейг). Л. боролся против теологии, отстаивая свободу науч. исследования. Историю человеческого общества Л. понимал как медленное поступательное развитие человеческого сознания, как процесс преодоления неразумия и освобождения от всяческих догм, особенно религиозных ("Воспитание рода человеческого", 1780, "Эрнст и Фальк", 1778-80). Быстро освободившись от иллюзий в отношении "короля-философа" Фридриха II, Л. назвал Пруссию "самой рабской страной Европы" (письмо Николаи 25 авг. 1769).
=====
Центр. место в творч. наследии Л. занимают его работы по эстетике ("Письма, касающиеся новейшей литературы", 1759; "Лаокоон", 1766; "Гамбургская драматургия", 1767-69). Пафос этих работ — в сближении искусства с жизнью, в обосновании принципов просветительского реализма. В драмах Л. поставлены актуальные вопросы, отражены события современности, напр. Семилетняя война ("Минна фон Барнхельм", 1767). Мировую славу принесли Л. две последние драмы: "Эмилия Галотти" (1772) с ее смелым обличением феод. тирании и "Натан Мудрый" (1779) — духовное завещание Л. — осуждение религ. и нац. нетерпимости, призыв к равенству и братству народов. В России имя Л. стало широко известно во 2-й пол. 19 в. Для Н. Г. Чернышевского Л. был примером литератора-борца.
=====
Соч.: Smtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1-23, Stuttg., 1886-1924; Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., 1954-58; в рус. пер. — Соч., т. 1-10, СПБ, 1904; Избр. произв., М., 1953.
=====
Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, в его кн.: Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.-Л., 1934; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957; Seidel S., G. E. Lessing, 1729-1781, В., 1963.
=====
С. В. Тураев. Москва.
2.
(Lessing), Теодор (8.II.1872 — 30.VIII.1933) — нем. философ и писатель. В 1908-26 — проф. Высшей технич. школы в Ганновере. Убит фашистами. Концепция философии истории в кн. Л. "История как осмысление бессмысленного" носит субъективистский характер; всякое толкование истории, по Л., суть мифотворчество; ист. исследованием нельзя достигнуть общезначимой научной истины. Л. критиковал совр. капиталистич. строй, считая, что прогресс техники ведет к вырождению зап. цивилизации; выход Л. видел в слиянии европ. культуры с азиатской, к-рую он считал более близкой природе.
=====
Соч.: Untergang der Erde am Geist. (Europa und Asien), Hannover, 1924; Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen. Oder die Geburt der Geschichte aus dem Mythos, Hamb., (1962).

Новейший философский словарь:

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой «Гамбургской драматургии» (1767-1768) Л. обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения. Такими стали его драмы: «Сарра Сампсон», «Эмилия Галотти», «Линна фон Барнхельм». Вершиной драматического творчества Л. стала драма «Натан мудрый», главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельности Л., но и в других областях искусства он стал подлинным реформатором. В своем эстетическом трактате «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», Л. выступил ярким противником классицизма и феодально-придворной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности. Л. не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художественные произведения и литературная критика позволяли ему высказывать свои довольно радикальные взгляды. Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л. представляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. считал, что «предопределенная» гармония Лейбница есть ни что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души и тела, которые суть одно и то же, но представляющееся то в качестве мышления, то в качестве протяженности. В найденном после его смерти фрагменте под названием «О действительности вещей вне Бога», Л. говорит, что между Богом и вещами нет и не может быть никакого разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом. Хотя Л. и иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе. Все в мире, по Л., находится в движении, в движении к совершенству. Л. стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух — проявления одной и той же субстанции; закономерности мира вытекают из него самого; мир несотворим и неуничтожим. Однако, известен этот спинозизм Л. стал лишь после его смерти благодаря Якоби, опубликовавшего в 1785 в «Письмах Мендельсону об учении Спинозы» свою беседу с Л., в которой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы. Мендельсон не поверил Якоби, завязалась переписка, она была опубликована, вызвала многочисленные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запрещен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называемый «спор о пантеизме», вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам. После спора Л. стал знаменит. Проблема совершенствования человека и человечества стала основополагающей идеей полемики Л. с пастором Геце, а также трактата «Воспитание человеческого рода» (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чернышевского, «если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это без сомнения был Л. — крупнейший представитель радикального крыла немецкого Просвещения».

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru