Определение слова «МОНТЕНЬ»

Советская историческая энциклопедия:

(Montaigne), Мишель де (28.II.1533 — 13.IX.1592) — франц. философ.-скептик. Происходил из богатой купеч. семьи. Мэр Бордо, депутат Ген. штатов. В своем гл. труде "Опыты" ("Essais", Bordeaux, 1580, дополненное изд. — Р., 1588, нов. рус. изд. — кн. 1-3, М., 1954-60) М., ревностный поборник веротерпимости, обличал лицемерие и преступления как католиков, так и гугенотов, выступал за прекращение религ. войн, за единство страны. Критикуя сословный строй, М. идеализировал первобытное общество, не знающее ни имуществ. неравенства, ни гос-ва, ни религии, и защищал принцип "естественного" равенства людей. Скептицизм М. направлен против всего ср.-век. мировоззрения. М. призывал "судить обо всем, опираясь на разум, а не на общее мнение", свергнуть гнет авторитетов и поступать как "...люди, которые все взвешивают и оценивают разумом, ничего не принимая на веру..." ("Опыты", кн. 2, М., 1960, с. 297). Афишируя свою покорность церкви, М. на деле наносил религии сильные удары, доказывая, что религиявымысел, предназначенный для того, "...чтобы налагать узду на народ и держать его в подчинении" (там же, с. 353; см. также, с. 292). Скептицизм М. сочетается с эпикурейской этикой и материалистич. идеями о зависимости сознания и его изменений от состояния тела (вместе с к-рым сознание гибнет), о том, что человек и его "братья-животные" — дети одной "матери-природы", подчиненные одним и тем же непреложным объективным законам. М. одним из первых выдвинул мысль о важной роли опыта в познании, считая, что наука, исследующая факты, опирающаяся на опыт и разум, преодолеет все преграды: "...то, чего не удалось достичь одному, удается другому,...то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем" (там же, с. 269). Все крупные франц. мыслители 17-18 вв. испытали на себе влияние идей М.
Соч.: Oeuvres compltes, v. 1-6, P., 1924-27; Journal du voyage en Italie... en 1580 et 1581, P.,(1955).
=====
Лит.: Артамонов С. Д., Монтень и Франция второй пол. XVI в., "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1963, т. 130; Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, М., 1964; Rlattard J., Montaigne et son temps P., (1933); Strowski F., Montaigne. Sa vie publique et prive, P., (1938); Tannenbaum S. A., M. E. de Montaigne (A concice bibliography), N. Y., 1942.
=====
B. M. Богуславский. Москва.

Новая философская энциклопедия:

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де (28 февраля 1533, замок Монтень в Перигоре, Франция – 13 сентября 1592, там же) – французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей «дворянство мантии» в конце 15 в. Окончил Коллеж в Бордо (1546). В 1558–71 – советник бордоского парламента (судебного учреждения), в 1581–85 – мэр Бордо. В 1588 – депутат Генеральных штатов, на короткое время был заключен в Бастилию, освобожден благодаря Екатерине Медичи; друг Генриха IV. Как общественный деятель Монтень выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную власть, единство нации и целостность государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания (осудил Варфоломеевскую ночь и преследование гугенотов).
Главным делом своей жизни Монтень считал написание «Опытов» («Les Essais», кн. 1–2, 1580; рус. пер. 1954–60), над которыми работал до самой смерти и выпустил при жизни еще три издания(1582, 1587, 1588; последние два – в трех книгах). Владея виртуозной техникой интроспекции, Монтень – через описание самого себя – воссоздал в «Опытах» обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения – мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца. Провозгласив, что «философствовать – значит сомневаться» (здесь и далее цит. по изд.: Опыты в трех книгах, кн. 2. М., 1980, с. 307), Монтень выступает с критикой схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии, притязаний разума на «всеведение». Однако этот критический скептицизм не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность: вместо «неподкупного разума» человек имеет «инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспособлять ко всем размерам» и благодаря которому легко составить «сто мнений об одном и том же предмете» (кн. 2, с. 498). Вслед за Монтенем Паскаль будет учить о «разуме-флюгере», который вращается во все стороны под влиянием чувств, воображения, памяти, интереса и вообще всякой выгоды. Схоластическому разуму Монтень противопоставляет «естественный ум» и здравый смысл человека, схоластической науке, «богом которой является Аристотель», и «колючим хитросплетениям диалектики» – «новое знание» и «новую науку», опирающиеся на жизненный опыт, фактическое изучение объектов, свободное исследование. Он признает, что «знание и мудрость являются уделом только Бога» (кн. 2, с. 389), человек же постепенно продвигается в познании, и то, «что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем» (с. 493); т.о., Монтень занимает гибкую позицию между «чистым неведением» (агностицизмом) и «самомнением всезнания».
Смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, обличитель эмпирических нравов, бытующих в Церкви, Монтень обвиняет современных ему христиан в религиозном нечестии и сетует на то, что «божественное и небесное учение» находится в «столь порочных руках» (кн. 2, с. 383). В 1676 Церковь внесла «Опыты» в Индекс запрещенных книг. Все последующие вольнодумцы опирались на Монтеня в их оппозиции религии и Церкви. Вместе с тем атеизм Монтень считал «чудовищным и противоестественным учением», обличал «безумие человеческого самомнения», гордыню «атеистического ума». Монтень намерен обуздать эти «высокомерные притязания» средствами самого разума, просветленного возвышающей верой в Бога-творца, «великого зодчего» вселенной. Он одобряет замысел испанского богослова Раймунда Сабундского обосновать в «Естественной теологии» (в духе Фомы Аквинского) «все положения христианской религии с помощью естественных доводов и доводов человеческого разума» (кн. 2, с. 381).
Монтень видит в философии (не умозрительно-схоластической, а «живой античной мудрости») «умного наставника», высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. «Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело» (кн. 1, с. 150). Культ «естественного человека», счастья и радостей жизни – основа гуманизма Монтеня, заостренного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма («пугала, устрашающего род человеческий») и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе «мягкий эпикуреизм», «этика наслаждения», в которой он видел средство избавления от страдания и трагизма жизни. Где для человека польза, там должны быть для него и радость, и здравый смысл. Не «ходульный аскетизм», а жизнь в соответствии с разумом и простыми требованиями нашей «матери-природы» – такова, по Монтеню, основа человеческого достоинства и «естественной добродетели». Этой «великой простоте», малодоступной людям высшего света, вращающимся в «зачумленном мире» сословного лицемерия, суеты показной жизни, следует учиться у простых крестьян или даже у «дикарей» Нового Света, живущих в согласии и гармонии с природой. Несовершенному человеку, «полному лжи и слабости», Монтень противопоставляет идеал «естественного человека», считая даже, что «уменье достойно проявить себя в своей природной сущности есть признак совершенства и качество почти божественное» (кн. 3, с. 311). Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом «по своему образу и подобию». Отсюда его «естественные размышления» о жизни и смерти («ни природа, ни разум ничего не говорят нам о бессмертии»), душе и теле и т.д.
«Опыты» оказали влияние на развитие философии и культуры в Европе. Они способствовали развенчанию одностороннего рационализма и утверждению принципов натурализма и эмпиризма (Бэкон, Гассенди, Паскаль, Локк и др.), скептицизма (Декарт, Паскаль), вольнодумства (Паскаль, Бейль, Вольтер, Юм, французские материалисты), гуманизма в педагогике (Локк, Руссо). После Монтеня в Европе был подорван культ «строгого трактатного философствования» и стал популярным свободный стиль размышлений в форме «опытов», или «эссе», получивший наименование «эссеистского стиля философствования». Этой изящной форме в философии отдали дань Бэкон, Паскаль, Вольтер, Юм, Шопенгауэр, Ницше и многие другие.
Сочинения:
1. Oeuvres compltes, . 1–6. P., 1924–27;
2. Essais, v. 1–3. P., 1992;
3. в рус. пер.: Опыты в трех книгах. М. – Л., 1954–60; 2-е изд., М., 1979–80.
Литература:
1. Богуславский В.М. У истоков французского материализма и атеизма. М., 1964;
2. Он же. Скептицизм в философии. М., 1990;
3. Рыкова Н.Я. Писатели Франции. М., 1964;
4. Michel P. Continuit de la sagesse franaise (Rabelais, Montaigne, La Fontaine). P., 1965;
5. Glauser A. Montaigne paradoxal. P., 1972;
6. Norton G. Montaigne and the introspective Mind. P., 1975;
7. Montaigne (1580–1980). Actes du Colloque international (USA– France-1980). P., 1983;
8. Screech M.A. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the «Essais». L., 1983;
9. Konstantinovic J. Montaigne et Plutarque. Gen., 1989;
10. Tortel J. Montaigne. P., 1990;
11. Montaigne et la rvolution philosophique de XVIII sicle. Brux., 1992.
Г.Я.Стрельцова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru