Определение слова «ЛУРИЯ»

Большой энциклопедический словарь:

ЛУРИЯ (Luria) Сальвадор Эдуард (1912-91) — американский вирусолог и генетик. Родился а Италии, с 1940 в США. Один из основоположников генетики микроорганизмов. Исследовал структуру и механизм воспроизведения бактериофагов, открыл эффект их множественной реактивизации. Нобелевская премия (1969, совместно с А. Д. Херши и М. Дельбрюком).

Большая советская энциклопедия:

I
Лурия
Александр Романович [родился 3(16).7.1902, Казань], советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Профессор МГУ (с 1945), заведующий кафедрой нейропсихологии психологического факультета МГУ (с 1967). Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1924—34 работал вместе с Л. С. Выготским (См. Выготский) над проблемами развития психики, разрабатывая, в частности, психофизиологические методы изучения аффективных процессов. В дальнейшем занимался исследованием нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга, став одним из основателей нейропсихологии (См. Нейропсихология). Вице-президент Международного союза научной психологии (1969—72). Иностранный член Национальной АН США (1968). Работы Л. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Соч.: Речь и интеллект в развитии ребенка. Сборник статей, М., 1927; Травматическая афазия, М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы, М., 1948; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. 1—2, М., 1956—58; Мозг человека и психические. процессы, т. 1—2, М., 1963—70; Лобные доли и регуляция психических процессов, М., 1966 (совместно с Е. Д. Хомской); Нейропсихологический анализ решения задач, М., 1966 (совместно с Л. С. Цветковой); Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, 2 издание, М., 1969; Основы нейропсихологии, М., 1973; The nature of human conflicts..., N. Y., 1932.
II
Лурия (Luria)
Сальвадор Эдуард (родился 13.8.1912, Турин, Италия), американский микробиолог, член Национальной АН США (1959). Медицинское образование получил в Турине (1935). Работал в лаборатории Ф. Жолио-Кюри в Париже (1938—40), затем переехал в США; профессор бактериологии в университете Индианы (Индианаполис, 1943—50) и в Иллинойсском университете (Урбана, 1950—59), профессор микробиологии Массачусетсского технологического института в Кембридже (1959—64). Один из основоположников генетики микроорганизмов (См. Генетика микроорганизмов); труды по вирусологии, описал строение бактериофагов. Нобелевская премия (1969; совместно с А. Херши и М. Дельбрюком) за работы в области молекулярной биологии.
Соч.: General virology, 2 ed., N. Y., 1967 (совместно с J. Е. Darnell).

Новейший философский словарь:

ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977) — российский психолог и философ, теоретик гносеологии. Доктор педагогических (1937) и медицинских (1943) наук. Профессор МГУ (с 1945). Академик АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Член национальной Академии США, Американской Академии наук и искусств. Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921). Работал в Институте научной организации труда и учился на медицинском факультете Казанского университета. Окончил 1-ый Московский медицинский институт (1937). В начале 20-х увлекся психоаналитическими идеями Фрейда, Адлера и Юнга. В 1922 организовал и возглавил Казанскую психоаналитическую ассоциацию. В 1923 опубликовал работу «Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии». В 1923 переехал в Москву. Работал в Институте психологии и Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. В 1924-1925 одновременно состоял внештатным научным сотрудником, сверхштатным научным секретарем Государственного психоаналитического института (ГПАИ) и ученым секретарем Русского психоаналитического общества (РПСАО). Опубликовал несколько работ, основанных на идеях психоанализа. Изучал возможности создания объективного психоанализа, в границах которого аффективные переживания и комплексы выражались бы в измеряемых показателях (реакциях и пр.). В 1925 издал статью «Психоанализ как система монистической психологии». Подготовил книгу об объективном подходе к психоанализу, которая не издавалась. В 1924-1926 совместно с Выготским исследовал проблемы развития психики. В 1926 (в соавторстве с А.Н. Леонтьевым) опубликовал книгу «Исследование объективных симптомов аффективных реакций» в которой изложил сопряженную моторную методику, направленную на вскрытие аффективных травм и подтвердил некоторые моменты учения Фрейда. Л. принял активное участие в разработке теории культурно-исторического функционирования и развития человеческой психики: проблемы общественно-исторической и биологической (генетической) детерминации психики человека, опосредствования высших психических функций речью и иными совокупностями знаков и символов, системной организации сознания и психики, соотношения последней и мозга и т.д. Изучал также нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга. Исследовал проблемы нейропсихологии, нейролингвистики и др. В 1969-1972 был вице-президентом Международного союза научной психологии. Автор книг «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок» (1930, совместно с Выготским), «Природа человеческого конфликта» (1932), «Мозг человека и психические процессы» (тт. 1-2, 1963-1970), «Основы нейропсихологии» (1973), «Об историческом развитии познавательных процессов» (1974), «Язык и сознание» (1979), «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» (1982) и др. работ по различным проблемам психологии.

Новая философская энциклопедия:

ЛУРИЯ Ицхак (1534, Иерусалим – 1572, Цфат, Палестина) – еврейский философ, представитель каббалы [КАББАЛА], соединял в себе черты равви-книжника, цадика-праведника и мистика-визионера. В юности провел семь лет отшельником в египетской пустыне. Личность Лурии произвела на его учеников столь сильное впечатление, что уже через тридцать лет после его смерти появилось своего рода «житие» учителя, где наряду с достоверными сведениями содержалось множество легенд. Обладавший не меньшей ученостью, чем его собратья, он тем не менее не пожелал закрепить свою доктрину в писаном виде. Ученики составили различные компиляции его идей и изречений, самая известная из них – «Шмон а шераим» («Восемь врат») – принадлежит Хаиму Виталу (нач. 17 в.).
По строю своих мыслей Лурия близок к гностикам: космический процесс, по его мнению, протекает в интенсивной драматической форме. Космогоническая система Лурии основана на толковании книги «Зогар», но содержит в себе элементы, которые отсутствуют в этом основополагающем труде каббалы. Она зиждется на учении о цимцум [ЦИМЦУМ], т.е. «сжатии», – процессе самоумаления Бога, ведущем к высвобождению некоего пространства, в пределах которого стало возможным сотворение мира. Лурия обозначает этот процесс как «изгнание», ссылку Богом Самого Себя в глубочайшее уединение. Цимцум – не акт откровения, а подвиг самоограничения, благодаря которому Бог смог проявить себя как Творец; тем самым космический процесс оказывается двунаправленным. Лурия разработал также учение о швират хакелим, т.е. «сокрушении сосудов», космической катастрофе, последовавшей за сотворением Адама Кадмона [АДАМ КАДМОН], Первоадама, от главы которого хлынул мощный поток света, расколовший или растрескавший большую часть сефирот [СЕФИРОТ], божественных сосудов, по которым изливается в мир энергия Творца. Их осколки превратились в «скорлупы» (клиппот), субстанцию ситра ахра – темных сил, а также послужили источником существования грубой материи. «Сокрушение сосудов» было связано с необходимостью очищения сефирот посредством удаления «скорлуп», после чего зло обособилось и обрело реальность в низшем из миров, Асия. Как семя должно лопнуть, чтобы обрести росток и цвет, так и божественные сосуды должны были разбиться, дабы божественный свет, «космический росток», мог исполнить свое предназначение. «Очищенные» сефироты стали «ликами» (парцуфим); если бы эти «лики» были созданы изначально, в мире не было бы зла, а стало быть, возможности творить добрые дела. Из всего этого проистекает третий раздел лурианской мысли – доктрина о тиккун, процессе космического восстановления и воссоединения того, что было приведено в расстройство и разъединение в результате швират ха-келим. Еврейская история, по мнению Лурии, – это отражение описанных надмирных событий. Разрушение иерусалимского Храма соответствует «сокрушению сосудов», а рассеяние еврейского народа – рассыпавшимся во тьме искрам божественного света.
Четвертая основная тема мистической философии Лурии – «круговращение душ», гилгул. Моральная цель разработки этой проблемы – поднять дух человека, оказавшегося в галгут, историческом изгнании, пресуществив галгут в символ изгнания души, схожего с тем, которое претерпел Бог в процессе цимцум. Лурианский гилгул выступает как всеобщий закон вселенной, а не как средство наказания нечестивых душ. Переселение – не столько воздаяние, сколько предоставление душе возможности продолжить труд самоосвобождения. Лурианские идеи прослеживаются во всем дальнейшем развитии каббалы; они, в частности, подготовили почву для возникновения саббатианства, а затем и хасидизма. Их воздействие ощущается в умозрительных построениях Я.Бёме, Р.Фладда, о. П.Флоренского и других христианских мыслителей, вдохновлявшихся каббалистической философией, а также в творчестве таких писателей, как Г.Майринк, Д.Форчун, Д.Андреев.
Сочинения:
1. Sefer Sede ha-Ari. Amst., 1720;
2. Isaax Loriah. Trait des Revolutions des mes. P., 1905.
Литература:
1. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике, т. 2. Иерусалим, 1993, с. 57–111 ;
2. Scholem G. La Kabbale et sa symbolique. P., 1975.
Ю.H.Стефанов

Научно-технический словарь:

ЛУРИЯ (Luria) Сальвадор Эдуард (1912-91), американский биолог итальянского происхождения. В 1969 г. ему совместно с Максом ДЕЛЬБРЮКОМ и Альфредом ХЕРШИ была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине за вклад в вирусологию (исследование роста, размножения и мутации вирусов).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru