Определение слова «ЛАВДЖОЙ»

Большой энциклопедический словарь:

ЛАВДЖОЙ (Lovejoy) Артур Онкен (1873-1962) — американский философ. Представитель критического реализма (в философии); развил теорию символов.

Большая советская энциклопедия:

Лавджой
(Lovejoy)
Артур Онкен (10.10.1873, Берлин, — 30.12.1962, Балтимор), американский философ-идеалист, представитель критического реализма (См. Критический реализм). Профессор Вашингтонского (1901—08), Миссурийского (1908—10) университетов и университета Джона Хопкинса в Балтиморе (1910—38). Президент Американской философской ассоциации (1916—17). Основатель и редактор журнала «Journal of the History of Ideas» (1940). Л. критиковал субъективный идеализм, прагматизм Дж. Дьюи, а также Бихевиоризм; философия, по л., немыслима без постулата о независимом существовании внешнего мира. Процесс познания представляется Л. в виде «гносеологического треугольника», включающего познающий субъект, принятый на веру объект (физический мир) и «данное» сознанию, опосредствующее познавательный процесс и отождествляемое Л. с восприятием. «Данное» условно представляет свойства внешней действительности, знание которых дает возможность субъекту ориентироваться в мире. Таким образом, Л. развивает своеобразный вариант идеалистической теории символов. Л. — сторонник теории эмерджентной эволюции (См. Эмерджентная эволюция).
Соч.: The revolte against dualism, L., 1930; The great chain of being, Camb/ (Mass.), 1936; Essays in the history of ideas, Balt., 1948; The thirteen pragmatisms and other essays, Balt., 1963.
Лит.: Богомолов А., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл. 8, § 1; Луканов Д. М., Гносеология американского «реализма», М., 1968, гл. 3, § 1, 2.
Д. М. Луканов.

Новая философская энциклопедия:

ЛАВДЖОЙ (Lovejoy) Артур Онкен (10 октября 1873, Берлин – 12 декабря 1962) – американский философ и историк идей. Получил степень бакалавра в Калифорнийском университете (1895), учился в Гарвардском и Пенсильванском университетах. Преподавал в различных университетах – Стенфордском (1899–1901), Вашингтонском, Миссури, Джона Гопкинса (1910–38). Президент Американской ассоциации университетских профессоров (1919). С 1920 примыкал к группе критических реалистов. Предложил собственную версию «темпоралистического реализма», согласно которой познавательное отношение субъекта и объекта опосредовано ментальными образами; каузально обусловленные внешним миром, они являются эмердженциями. В акте познания физические вещи и их образы имеют разную пространственную локализацию и разорваны во времени. Поэтому всякое знание внешнего мира является репрезентативным. В книге «Восстание против дуализма» (The Revolt Against Dualism, 1930) Лавджой доказывал неустранимость психофизического и субъект-объектного дуализма. Лавджой занимался проблематикой философской историографии как истории идей, был основателем «The Journal of the History of Ideas». В книге «Великая цепь бытия: исследование истории идеи» (The Great Chain of Being: The Study of the History of an Idea, 1936) развивал мысль о том, что идея, однажды родившись, порождает новые смыслы, а развертывание идей образует «великую цепь бытия», связывающую движение культуры. Поэтому историю философии следует изображать как историю не систем, а трансформации смысла идей.
Сочинения:
1. Bergson and Romantic Evolutionism. Berk., 1914;
2. Essays in the History of Ideas. Balt., 1948;
3. Reflections on Human Nature. Balt., 1961;
4. The Reason, the Understanding and Time. Balt., 1961;
5. The Thirteen Pragmatisms and Other Essays. Balt., 1963.
Литература:
1. Reck A.J. The Philosophy of A.O.Lovejoy (1873-1962). – «The Review of metaphysics», 1963, v. XVII, № 2, Dec., p. 257–285.
H.С.Юлина

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru