Определение слова «КРИЖАНИЧ»

Большая советская энциклопедия:

Крижанич
(Kriani)
Юрий (около 1618, Обрх, близ Горицы, — 12.9.1683, близ Вены), представитель научной и общественно-политической мысли славян 17 в., писатель. По национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе (Вена, Варшава и др.). Пропагандировал идею «славянского единства». В поисках конкретных путей культурного и политического возрождения славян предлагал, в частности, унию православной и католической церкви. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по неизвестной причине был сослан в 1661 в Тобольск. В 1676 получил разрешение выехать из России. К. обладал энциклопедическими знаниями: его сочинения (из которых большинство было опубликовано лишь в 19 в.) включают трактаты по философии, политэкономии, истории, музыке. К. объяснял развитие общества с позиций Провиденциализма, полагая, однако, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в истории. Всемирную историю понимал как процесс, в ходе которого одни народы приходят в упадок, а другие достигают расцвета. В отличие от меркантилистов (см. Меркантилизм), видел богатство государства в общественном производстве и его продуктах, а не в деньгах. К. предпринял попытку создания «общеславянского языка» и использовал его в своих книгах. Одним из первых К. подверг критике летописные легенды о «призвании варягов» на Русь, дарах Мономаха, показал тенденциозность современных ему иностранных сочинений о России (А. Олеарий, П. Петрей и др.). В политических статьях доказывал необходимость упрочения связей Украины с Россией. В сочинениях, написанных в ссылке, — «Политика» (1663—66), «Об божием смотрению» (1666—67), «Толкование исторических пророчеств» (1674) — подвергнуты критике различные стороны жизни современного К. русского общества и выдвинута программа преобразований в Московском государстве, основанная на анализе экономического положения и внутренней политической обстановки. Для усиления могущества России К. считал необходимым укрепить централизованный государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, освоить новые виды с.-х. и промышленного производства, перестроить организацию внешней и внутренней торговли. Исходя из намеченной программы возрождения славянства, К. требовал усиления активности России на юго-западных рубежах, выступал против её борьбы за выход к Балтийскому морю. В целом программа К. была направлена на укрепление абсолютной монархии и соответствовала интересам служилого дворянства. Идеологической оболочкой классовых требований дворянства являлся также и декларированный К. принцип «всеобщего блага» и «всеобщей справедливости».
Соч.: Русское государство в половине XVII в. Рукопись времен царя Алексея Михайловича; в. 1—[6], М., 1859—60; Собр. соч., в. 1—3, М., 1891—93; О промысле, М., 1860; Политика, [рус. пер.], М., 1965.
Лит.: Вальденберг В. Е., Государственные идеи Крижанича, СПБ, 1912; Дацюк Б. Д., Ю. Крижанич, [М.]. 1946; Пичета В. И., Ю. Крижанич и его отношение к Русскому государству, в кн.: Славянский сборник, [М.], 1947; Гольдберг А. Л., Ю. Крижанич о русском обществе середины XVII в., «История СССР», 1960, №6; Мордухович Л. М., Философские и социологические взгляды Ю. Крижанича, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, № 36; Jagic V., ivot i rad J. Kriania, Zagreb, 1917; Goljdberg A., Juraj Kriani i Rusija, «Historijski zbornik, [t.] XXI—XXII», Zagreb, [1971]; Golub J., ivot i djelo Jurja Krizanica, «Encyklopedia moderna», Zagreb, 1972, № 18.
А. Л. Гольдберг.

Советская историческая энциклопедия:

(Krizanic), Юрий (ок. 1618-1683) — представитель науч. и обществ.-политич. мысли славян 17 в., писатель; по национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе (Вена, Варшава и др. города). К. пропагандировал идею "слав. единства". В поисках конкретных путей культурного и политич. возрождения славян предусматривал, в частности, унию православной и католич. церкви. Гл. роль в сплочении славян отводил Рус. гос-ву, к-рое посетил впервые в 1647. Прибыв в Москву в 1661, по неизвестной причине был сослан в Тобольск. В 1676 получил разрешение выехать из России. К. обладал энциклопедич. знаниями: его соч. (из к-рых большинство было опубликовано лишь в 19 в.) включают трактаты по философии, политэкономии, историографии, музыке. К. объяснял развитие общества с позиций провиденциализма, полагая, однако, что божеств. промысел определяет лишь коренные повороты в истории. Всемирную историю понимал как процесс, в ходе к-рого одни народы приходят в упадок, а другие достигают расцвета. К. предпринял попытку создания "общеслав. языка" и использовал его в своих книгах. Один из первых подверг критике летописные легенды о призвании варягов на Русь, дарах Мономаха, показал тенденциозность современных ему иностр. соч. о России (А. Олеарий, П. Петрей и др.). К. — автор политич. статей, в т. ч. "Путно описание от Львова до Москвы" (1659), "Беседа со Чиркасом" (1659), в к-рых доказывалась необходимость упрочения связей Украины с Россией. Наиболее интересны соч., написанные в ссылке: "Политика" (1663-66), "Об божием смотрению" (1666-67), "Толкование ист. пророчеств" (1674). В них подвергнуты критике различные стороны жизни совр. К. рус. общества и выдвинута широкая программа преобразований в Моск. гос-ве, осн. на анализе экономич. положения и внутренней политич. обстановки. Для усиления могущества России К. считал необходимым укрепить централизов. гос. аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий рус. общества, освоить новые виды с.-х. и пром. произ-ва, перестроить организацию внеш. и внутр. торговли. Исходя из намеченной программы возрождения славянства, К. требовал усиления активности России на юго-зап. рубежах, выступал против борьбы за выход к Балт. м. В целом же программа К. была направлена на укрепление абсолютной монархии и соответствовала интересам служилого дворянства. Идеологич. оболочкой клас. требований дворянства являлся также и декларированный К. принцип "всеобщего блага" и "всеобщей справедливости".
=====
Соч. и деятельность К. высоко оценивали С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский, Г. В. Плеханов, использовавшие труды К. для изучения предыстории петровских преобразований нач. 18 в. В сов. историографии (за небольшими исключениями) К. оценивается как выдающийся слав. патриот и передовой для своего времени обществ. деятель. Однако в оценке социальной направленности соч. К. исследователи расходятся (так, по мнению Л. М. Мордуховича, К. развивал в своих соч. антифеод. концепцию, предусматривающую бурж. преобразования в России).
=====
Соч.: (кроме указ. в статье): Рус. государство в половине XVII в. Рукопись времен царя Алексея Михайловича, в. 1-(6), М., 1859-60, Собр. соч., в. 1-3, М., 1891-93; О промысле, М., 1860; Из рукописного наследства Ю. К., "ИА", 1958, No 1.
=====
Лит.: Белокуров С. A., Ю. К. в России (по новым документам), в. (1)-3, М., 1901-09; Вальденберг В. Е., Государственные идеи К., СПБ, 1912; Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.-Л., 1935; Дацюк Б. Д., Ю. Крижанич, (М.), 1946; Пичета В. И., Ю. К. и его отношение к Рус. гос-ву, в кн.: Славянский сборник, М., 1947; Гольдберг А., Историческая наука о Ю. К., "Уч. зап. ЛГУ", 1949, No 117; Епифанов П. П., Происки Ватикана в России и Ю. К., "ВИ", 1953, No 10; Пушкарев Л. Н., Об оценке деятельности Ю. К., там же, 1957, No 1; Мордухович Л. М., Антифеодальная концепция Ю. К., КСИС, 1958, No 26; его же, Философские и социологич. взгляды Ю. К., там же, 1963, No 36; Гольдберг А. Л., К. о рус. обществе XVII в., "ИСССР", 1960, No5 6; его же, "Идея слав. единства" в соч. К., в сб.: ТрОДРЛ, 1963, т. 19; Jagic V., ivot i rad J. Krizanica, Zagreb, 1917; Krlea M., О patru dominikancu J. Krizanicu, в его кн.: Esji, knj. 1, Zagreb, 1932; Badalic J., Juraj Krizanic-pjesnik Ilire, в кн.: Radovi Slavenskog Institute, (N) 2, Zagreb, 1958.
=====
А. Л. Гольдберг. Ленинград.

Новая философская энциклопедия:

КРИЖАНИЧ (Kriani) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Хорватия – 12 сентября 1683, близ Вены)славянский общественно-политический деятель и мыслитель; предтеча идей панславизма [ПАНСЛАВИЗМ], философ, богослов, историк, филолог. Католический священник-миссионер. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, затем в Вене, Болонье, в коллегиуме Св. Афанасия при Ватикане. В Граце получил степень магистра, в 1642 в Риме защитил докторскую диссертацию. Состоял на службе в ватиканской Конгрегации пропаганды веры. В 1642–46 миссионерствует среди западных славян; много путешествует по Европе. В 1656 завершил труд по истории церковной схизмы («Всеобщая библиотека схизматиков»), где собрал возражения православных против схизмы. Изучая историю Церкви, пришел к выводу, что церковная схизма не имеет отношения к славянам и только разделяет их. Осознал свое призвание как служение духовно-культурному единству славянского мира и примирению Католической и Православной церквей. Центр культурного возрождения славян видел в России, которую впервые посетил в 1647. Не получив официального разрешения Рима, в 1659 через Польшу и Украину приезжает в Москву ко двору Алексея Михайловича; служил переводчиком, активно проповедуя свои идеи, которые были встречены в Москве довольно холодно. Осознавая себя членом и Католической, и Православной церкви, отказался принять вторичное крещение, которое от него потребовали. Вызвав против себя множество подозрений, в 1661 на 16 лет ссылается в Тобольск.
Энциклопедически образованный, владеющий 6 языками, Крижанич написал в ссылке множество трактатов по философии, богословию, истории, политэкономии, языкознанию, эстетике, музыке. В неоднократно посылаемых в Москву предложениях выдвинул целую программу экономических и политических реформ в России, необходимых для исполнения ее исторической миссии. Разделяя позиции провиденциализма, утверждал, что божественный промысл определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Основные сочинения: «Политика», «О промысле Божием», «Толкование исторических пророчеств», «Грамматическое изыскание о русском языке» (в котором пытался создать общеславянский язык), «О святом крещении», «Обличение на Соловецкую челобитную». Основные философские идеи заключены в «Политике». Предложил классификацию наук, в которой все знание разделяется на духовное (богословские науки) и мирское (математика, механика и философия). Последняя состоит из идеоэтики, экономики, политики, физики и логики. Философия означает размышление о причинах вещей, она есть «тщательная и обдуманная рассудительность» в суждении о сущих вещах. С 1676 жил в Польше, в 1678 в Вильно вступил в доминиканский орден, погиб в битве с турками под Веной.
Сочинения:
1. Собр. соч., т. 1–3. М., 1891–93;
2. О промысле. М., 1860;
3. Политика. М., 1997.
Литература:
1. Белокуров С.А. Ю.Крижанич в России, т. 1–3. М., 1901–09;
2. Дацюк Б.Д. Ю.Крижанич. М., 1946;
3. Мордухович Л.М. Крижанич о «рабстве». – «Труды Отдела древнерусской литературы». Л., 1979, т. 33;
4. Пащенко Е. «Политика» Ю.Крижанича как произведение литературы барокко. – «Советское славяноведение», 1983, № 5;
5. Пушкарев Л.Н. Ю.Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984.
А.И.Абрамов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru