Определение слова «КАРАНА-КАРЬЯ»

Новая философская энциклопедия:

КАРАНА–КАРЬЯ (санскр. Kraa – krya – причина-следствие) – термины индийской философской концепции причинности. Истоки двух основных доктрин, определяющих механизм действия причинно-следственных связей – саткарья-вады [САТКАРЬЯ-ВАДА](учение о предсуществовании следствия [в причине]) и асаткарья-вады [АСАТКАРЬЯ-ВАДА](учение о непредсуществовании следствия [в причине]) восходят к лингвофилософским дебатам о природе чередования гласных и согласных. Сторонники теории модификации (vikra) утверждали, что изменения претерпевает один и тот же звук, сторонники субституции (adea) склонялись, напротив, к мнению, что происходит замена одного звука другим.
В религиозно-философской мысли теория модификации коррелировала с позицией санкхьи, которая утверждала, что материально-динамичная основа мира – Пракритасодержит в скрытом виде все возможные вещи и процессы, поэтому в мире не возникает ничего нового, а только проявляется уже существующее. Теория же субституции просматривается в основных положениях доктрины причинности вайшешики, согласно которой причина, породив следствие, которое ранее не существовало, исчезает, напр., молоко перестает быть молоком, когда из него получается простокваша.
Однако санкхья и вайшешика представляли скорее умеренные версии этих двух доктрин причинности. В рамках каждой из них существовали более радикальные и крайние позиции. В асаткарья-ваде – буддизм с его практически полной заменой причинно-следственных отношений между вещами чисто кондициональными отношениями между событиями (см. Пратитья-самутпада [ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА]). В саткарья-ваде – веданта с ее отрицанием реальности следствия (см. Виварта-вада [ВИВАРТА-ВАДА]).
И санкхьяики, и вайшешики признавали, что объекты, вступающие в причинно-следственные отношения, являются, во-первых, реальными, а не иллюзорными (как в адвайта-веданте), во-вторых, представляют собой некие континуальные самотождественные вещи, а не поток возникающих и исчезающих дхарм (как у буддистов). Однако, будучи плюралистами, сторонники ньяи и вайшешики, в отличие от последователей недуалистической веданты и дуалистической санкхьи, проявляли гораздо большую заинтересованность в исследовании конкретных форм причинно-следственных отношений между разными мироустроительными принципами – субстанциями, качествами, действиями и универсалиями. Поэтому именно в этих школах мы встречаем наиболее разработанную концепцию причинности.
В «Вайшешика-сутрах»сформулированы основные философские основания этой концепции: нет причины, нет и следствия, но несуществование причины не выводится из несуществования следствия (I.2. 1–2); то, что существует в следствии, существует и в причине (І.1.3); качества следствия порождаются качествами причины (II.1.24). В производство следствия вовлечена целая группа каузальных факторов, каждый из которых играет свою определенную роль. Среди них – присущая причина (samavyikraa), напр., части горшка в производстве горшка, или нити в производстве ткани («присущей» она названа потому, что, по ньяе-вайшешике, следствие как целое становится присущим своим частям – в этом отношении самаваи-карана не вполне соответствует материальной причине Аристотеля; последняя коррелирует с материальной причиной, updanakraa, санкхьи); неприсущая причина (asmavyikraa), т.е. то, что не вступает со следствием в отношение присущности, но вместе с тем связано с ним, напр., контакт между частями горшка или цвет нитей; инструментальная причина (nimittakraa), напр., палка горшечника, его присутствие в определенное время. Последняя категория в свою очередь делится на общие инструментальные факторы (sdhraakraa), напр., время, место, отсутствие препятствий и специфические инструментальные факторы (asdhraakraa), напр., движение рук горшечника, размер палки и т.п. Кроме того, различаются зависимые (speka) и независимые (anpeka) причины.
Представление ньяи и вайшешики о карана-карья как онтологических принципах подвергалось критике со стороны буддистов, считавших его проявлением отвергаемого им субстанциализма (см. Анатма-вада [АНАТМА-ВАДА]).
В навья-ньяе карана-карья применяется к связи между логическим выводом, рассматриваемым как следствие, и восприятием неизменного сопутствия (вьяпти [ВЬЯПТИ]), трактуемым как причина.
В.Г.Лысенко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru