Определение слова «РОЗЕНЦВЕЙГ»

Новейший философский словарь:

РОЗЕНЦВЕЙГ Франц (1886-1929) — немецкий философ-диалогист. Изучал медицину, затем историю, написал докторскую диссертацию по философии Гегеля (1912). Во время первой мировой войны был на фронте. В 1919 стал одним из основателей Свободной Еврейской Академии. В 1922 заболел тяжелой формой паралича, сохранив, однако, до последних дней жизни интеллектуальную активность. Основные сочинения: «Гегель и государство» (1921), «Письма и дневники. 1909-1918» (опубликованы в 1979) и др. Для философии диалога Р. характерен решительный поворот к метафорике слова. В работе «Звезда Искупления» (1921) он попытался изложить свое понимание грамматики эроса или, иначе, языка любви. Грамматике эроса, по Р., соответствует иного типа логика«логика Я и Ты», отличная от аристотелевской, проблемы которой связаны с проблемами «предметного» мышления. Исходя из этого, Р. представил сферу «диа» диалога как рядом-расположенность участников встречи в глазах Высшего стороннего наблюдателя. Межличностное общение в концепции Р. стало той первичной реальностью, постижение которой он связал с нерефлексивным «верованием». Таким образом, Р. стремился раскрыть сущность интерсубъективности, принимая во внимание субъективность как полную противоположность «безличности», безразличия как ступень к принятию другой субъективности. Р. сумел привлечь внимание к такой иррациональной реальности, каковой является, определяемая, по Р., божественным вмешательством, устремленность одной личности к другой. В результате, истина слова, понимаемая как истина религии, стала апофеозом диалогики Р.

Новая философская энциклопедия:

РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Франц (25 декабря 1886, Кассель –12 декабря 1929, Франкфурт-на-Майне) – религиозный мыслитель экзистенциального направления, переводчик. Основные интересы: философия иудаизма и языка. В 1905–14 преподает в различных университетах. В 1912 защищает под руководством Ф.Мейнеке [МЕЙНЕКЕ]диссертацию. До 1918 – служит в частях регулярных войск. В 20-х гт. под влиянием Г.Когена [КОГЕН], О. Розенштока-Хюсси и М.Бубера [БУБЕР]Розенцвейг сосредоточивается на философском осмыслении иудаизма и практической религиозной деятельности. Становится одним из основателей (17 октября 1920) «Свободного еврейского учебного дома» (Freies judisches Lehrhaus).
Религиозно-философские идеи Розенцвейг излагает в своем главном сочинении – «Звезда спасения» (Stern der Erlsung, 1920). Он считает, что три элемента, являющиеся постоянной темой его размышлений – Бог, мир и человек – впервые были открыты и поняты в качестве фундаментальных элементов мира язычеством. Языческая культура осознала также, по мнению Розенцвейга, что эти три элемента образуют динамическое единство. Бог и люди были некогда совершенно оторваны друг от друга. «Восстановить», воспроизвести это единство мы можем благодаря рассказу (Erzhlung), а не благодаря конструированию их нового единства мышлением.
Поскольку откровение – источник веры, а в этом смысле – также и близости и удаленности, то оказывается возможным толковать откровение как исток не только пространства, но и временности. Если человек знает, что благодаря откровению мир рождается каждый день заново – он живет. Язык этого откровения есть диалог. (То, что мы не знаем Бога, значит, что Богу присуще «Да». То, что, несмотря на это, мы все равно не знаем Бога, значит, что Богу присуще и «Нет». «Да» и «Нет» – присущи Богу и человеку.) Диалог – основа спасения (Erlsung), и является «снятием» (Auflsung) напряжения между Богом и творением. Три первых элемента (потенции) – Бог, мир и человек, а также три «этапа» «космической истории» – творение, откровение, спасение Розенцвейг видит объединенными в сионской звезде:

Многие мотивы роднят философию Розенцвейга с размышлениями его современников: Хайдеггера [ХАЙДЕГГЕР], Левинаса и др. Однако в отличие от Хайдеггера Розенцвейг настаивает на единстве теологии и философии. От других же мыслителей (напр., Левинаса, для которого теология также есть прежде всего иудаизм) Розенцвейга отличает то, что теология в этой связке занимает первое место.
Сочинения:
1. Kleinere Schriften. В., 1937;
2. Das lteste Systemprogramm des deutschen Idealismus. Hdlb., 1917;
3. Hegel und der Staat. Mnch., 1920;
4. Der Stern der Erlsung. 1920, 3 Aufl., 1954.
Литература:
1. The Philosophy of Franz Rosenzweig (Conference Proceedings, Hanover, USA). 1976.
И.А.Михайлов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru