Определение слова «Пуньяни Г.»

Музыкальная энциклопедия:

(Pugnani) Гаэтано (27 XI 1731, Турин — 15 VII 1798, там же) — итал. скрипач, композитор, дирижёр, педагог. В детстве учился игре на скрипке у Дж. Б. Сомиса в Турине. С 1741 играл в оркестре Корол. т-ра, с 1748 служил камер-музыкантом в корол. капелле в Турине. В 1749-50 совершенствовался у В. Л. Чампи и Дж. Тартини в Риме. В этот период создал 4 тройных концерта и 8 сонат для скрипки с basso continue. С 1750 снова служил в корол. капелле в Турине (с 1764 концертмейстер вторых скрипок). В 1754-70 гастролировал в разных странах. Дебютировал как солист-виртуоз в "Духовных концертах" в Париже (участвовал в исп. своих первых соч. — трио-сонаты и скр. концерта, 1754). В 1767-70 был дирижёром Корол. т-ра в Лондоне, где в 1769 пост. его 1-я опера "Нанетта и Любино" (в лондонский период П. подружился с И. К. Бахом). С 1770 служил камер-музыкантом и концертмейстером в придв. капелле в Сардинии, одноврем. возглавлял, оркестр туринского Корол. т-ра, в 1776 получил титул первого придв. камерного виртуоза и генерал-музик-директора (руководил всем придв. инстр. исполнительством). Создал ряд опер в стиле его времени, к-рые ставились в Париже, Вене, Неаполе, а также ряд скр. пьес. (Известная как соч. П. в обр. Ф. Крейслера пьеса "Прелюдия и Allegro" в действительности принадлежит только Крейслеру.) Одноврем. занимался педагогия, деятельностью; среди учеников — Дж. Б. Виотти, Дж. Б. Полледро, Ф. Радикати. В 1780-82 П. вместе с Виотти совершил конц. турне по Швейцарии, Германии, Польше (оба нек-рое время играли в оркестре "Т-ра Бельки" в Варшаве), России (в 1781 выступали при дворе Екатерины II). Продолжал концертировать в последние годы жизни в Турине (на одном из последних концертов в 1796 дирижировал своей программной симф. сюитой "Вертер" (по И. В. Гёте; состоит из музыки его одноим. оперы, поставленной в том же году в Вене). Как скрипач П. развивал традиции А. Корелли и Дж. Тартини. Его игра отличалась масштабностью, мощью, захватывающим воодушевлением, красотой звука ("магический смычок") и совершенством техники; славился исп. двойных нот (есть предположение, что советами П. и Виотти пользовался франц. мастер Ф. Турт, придавший смычку совр. вид). Исполнит. манера П. была характерна для скр. стиля предромантич. эпохи. Из соч. П. наиболее популярны скр. пьесы в стиле Тартини.
Сочинения: оперы (8), в т.ч. оперы-сериа Иссеа (1771, Турин), Аврора (1775, Турин), Адонис и Венера (1784, Неаполь), Деметрий на Родосе (1789, Турин); оратория Освобождённая Бетулия (Betulia liberate), кантаты, в т.ч. Амур и Психея; 10 увертюр; 9 скр. концертов; камерно-инстр. ансамбли — 18 сонат для скр. с басом, 6 сонат для клавичембало в сопровождении скр., скр. дуэты, многочисл. струн. трио, 6 струн. квартетов, 6 квинтетов для 2 скр., 2 флейт и влч., 12 октетов-симфоний для струн. и дух. инструментов; вок. светская музыка.
Литература: Fауоllе F., Notices sur Corelli, Tartini Gavintйs, Pugnani et Viotti, P., 1810; Bertolotti A., G. Pugnani e altrl musici alla corte di Torino nel secolo XVIII, Mil., (1891); Сarutti D., Delia famiglia di G. Pugnani, в кн.: Miscellanea di storia Italiana, ser. 3, t. 2, Torino, 1895; Cordero di Pamparato S., Gaetano Pugnani, violinista torinese, Torino, 1930; Della Соrte A. A., Notizie di G. Pugnani, musicista torinese, 1731-1798, Torino, 1931; Zschincky-Troxler E. M. von, Gaetano Pugnani, В., 1939; Mьry A., Die Instrumentalwerke Gaetano Pugnanis, Basel, 1941; Вarblan G., Ansia preromanttca in G. Pugnani в кн.: Musicisti Piemontesi e Liguri, Siena, 1959; Newman W. S., The sonata in the classic era, Chapel Hill, 1963.
В. Ю. Григорьев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru