Определение слова «Поликлет»

Большая советская энциклопедия:

I
Поликлет (Polkleitos)
из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший во 2-й половине 5 в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики (См. Классика). Статуи П., исполненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по копиям, а также по свидетельствам античных авторов. От сочинения П. «Канон» сохранилось 2 фрагмента. Под влиянием Пифагореизма П. стремился обосновать и практически воплотить закон идеальных пропорциональных отношений, выражавшийся у него в стремлении к ясной соразмерности отдельных частей гармонически сложенного, прекрасного человеческого тела. Наиболее ярко художественного воззрения П. проявились в его статуе «Дорифор» (копьеносец; около 440 до н. э.), где пластически противоположные состояния внешнего покоя и скрытого движения, внутреннего напряжения находятся в подчёркнутом равновесии (см. Хиазм). Аналогичные принципы присущи и более поздним произведениям П. — «Раненой амазонке» (около 440—430 до н. э.) и «Диадумену» (статуе юноши с повязкой победителя; около 420—410 до н. э.); в последнем произведении, более свободном по композиции, вероятно, сказывается влияние Фидия (См. Фидий). П. создавал также колоссальные хрисоэлефантинные статуи (например, Геры в аргосском Герайоне). Возможная историческая достоверность и мифологическая идеализация сочетаются в произведениях П. настолько органично, что подлинные темы их во многом неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла, а в Диадумене — Аполлона или Париса). П. имел многочисленных учеников и последователей вплоть до эпохи Римской империи (в частности, своим учителем его считал Лисипп).
Лит.: Недович Д. С., Поликлет, М. — Л., 1939; Мирон и Поликлет. [Альбом. Вступ. ст. Г. Соколова], М., 1961; Lorenz Th., Polykiet, Wiesbaden, 1972.

Скульптура высокой и поздней классики. Поликлет. «Дорифор». Ок. 440 до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь.

Поликлет. «Раненая амазонка». Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Около 440—430 до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Поликлет. «Диадумен». Около 420—410 до н. э. Римская копия. Национальный археологический музей. Афины.
II
Поликлет (Polkleitos)
Младший (гг. рождения и смерти неизвестны), древнегреческий архитектор. Работал в 4в. до н. э. в Эпидавре. Постройки: круглая в плане Фимела (фолос) с дорической колоннадой снаружи и коринфской внутри, театр на 14 тыс. мест (350—330 до н. э.). Последний отличается красотой общей композиции (фоном для действия служит естественный пейзаж) и отдельных архитектурных элементов (торжественные порталы проходов, отделяющие скене от театрона), а также прекрасной акустикой, которая обеспечивается специальным профилем театрона и резонаторами под скамьями.

Архитектура материковой Греции. Поликлет Младший. Театр в Эпидавре. 350—330 до н. э.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Один из величайших древнегреческих скульпторов, родом из Сикиона, глава пелопоннесской школы ваяния, ученик, или, что вероятнее, последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в V веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать в духе Агелада, причем в противоположность Фидию, создавшему идеал божественного величия, стремился установить тип внешней человеческой красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которых наибольшей славою пользовались "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен" (юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуй древние называли каноном, т. е. закономерной; существует даже предание, что она была изваяна П. для подтверждения правил, изложенных в не дошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела, имевшем название также канона. Древние писатели (Лукиан и Галлиен) свидетельствуют, что по П. красота тела обусловливалась гармонией отдельных его членов, именно — известной пропорциональностью пальцев между собой, всех пальцев, вместе взятых, к пясти, этой последней к запястью и т. д. Копию первой из означенных статуй археологи видят в "Дорифоре" Неаполитанского музея, а также в фрагментах торса Берлинского музея и в бронзовой голове Неаполитанского. Но, к сожалению, по неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представления об оригинале, так как ее исполнитель, скульптор римской эпохи, придал фигуре Дорифора, которая в оригинале П. изображала юношу, едва вступающего в зрелый возраст (viriliter puer), мускулистые, мощные формы, сильно напоминающие излюбленный римскими ваятелями тип гладиатора. Равным образом едва ли вполне передают оригинал воспроизведения второй из названных статуй; даже лучшие из них, "Диадумен" фарнесский и "Диадумен" Британского музея, мало соответствуют описанию поликлетовского "Диадумена", представлявшего, если верить преданиям, юношу с нежными, еще развивающимися формами (molliter juvenis). П. воспроизводил также женское тело. По рассказу Плиния, лучшие скульпторы Греции — Фидий, Кресилай, Фрадмон и П. —были приглашены участвовать в конкурсе на исполнение статуи амазонки для Ефесского храма, причем им было предоставлено решить самим, чье произведение окажется превосходнейшим. Каждый из конкурентов отвел первое место своей собственной работе, а на второе все три соперника П. поставили его статую, вследствие чего он и был признан победителем. Повторением амазонки считают "Раненую амазонку" Берлинского музея, изображающую молодую женщину сильного сложения, с крепкими мускулами, но вообще с плавными, округлыми формами. Некоторое отступление от реалистического направления П., выразившегося в вышеперечисленных скульптурах, замечается в исполненной им для аргосского храма хризоэлефантинной статуе Геры, свободным повторением которой, быть может, следует признать фарнесскую Геру Неаполитанского музея. О П. история говорит также как об архитекторе; ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср. Friederichs, "Der Doryphoros des Polyktet" (Б., 1869); Conze, "Beitrge zur Geschichte der griech. Plastik" (Галле, 1869); Michaelis, "Tre statue Policletee" (в "Annali dell Instituto archeol.", Рим, 1878).
А. А. С—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru