Определение слова «ПЕЧЕРИН»

Большая советская энциклопедия:

Печерин
Владимир Сергеевич [15(27).6.1807, с. Дымерка, ныне Черкасской области, — 17(29).4.1885, Дублин, Ирландия], русский поэт, мыслитель. Родился в дворянской семье. Окончил Петербургский университет (1831); профессор греческой филологии Московского университета (1835—36). На мировоззрение П. оказали влияние французские утописты-социалисты, особенно идеи христианского социализма Ф. Ламенне. В 1836 П. покинул Россию, чтобы принять участие в западноевропейском революционном движении. Однако эти настроения оказались непрочными. В 1840 П. принял католичество. С конца 40-х гг. жил в Англии и Ирландии. Переписывался с А. И. Герценом (встретился с ним в 1853) и Н. П. Огаревым, не терял интереса к острым социально-философским проблемам и русскому освободительному движению. Литературная деятельность П., протекавшая в основном в 30-е гг., связана с традициями русского гражданского романтизма. Его драматическая поэма «Торжество смерти» (1833) включена Герценом и Огаревым в сборнике «Русская потаённая литература XIX столетия» (Лондон, 1861). В 60—70-е гг. написаны мемуары П. «Замогильные записки».
Соч.: Замогильные записки, М., 1932; Из переписки В. С. Печерина с Герценом и Огаревым, в кн.: Литературное наследство, т. 62, М., 1955.
Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 11 — Былое и думы, М., 1957, ч. 7, гл. 6; Огарев Н. П., Предисловие к сб. «Русская потаённая литература XIX столетия», в его кн.: Избр. социально-политические и философские произведения, т. 1, М., 1952; Гершензон М. О., Жизнь В. С. Печерина, М., 1910.
Е. М. Пульхритудова.

Советская историческая энциклопедия:

Владимир Сергеевич (15.VI.1807 — 17.IV.1885) — рус. филолог и литератор. Из дворян Рязанской губ. В 1831 окончил Петерб. ун-т, был доцентом и профессором его. Публиковал в столичных журн. статьи, стихотворения, переводы. Увлекался философией Гегеля и утопич. социализмом. В 1836, в условиях николаевской реакции, эмигрировал за границу. В 1840, приняв католичество, вступил в близкий к иезуитам монашеский орден, где пробыл 20 лет. В нач. 60-х гг. вышел из монашества и до конца жизни был капелланом в одной из больниц Дублина (Ирландия). Находясь за границей, не терял связь с родиной. Сблизился с рус. революц. эмиграцией. Был лично знаком с А. И. Герценом и переписывался с ним. Посылал в "Колокол" многочисл. пожертвования на рус. революц. движение. Печатал в нелегальных изданиях открытые письма, в к-рых не признавал себя "верноподданным", приветствовал "молодую" Россию, свободу совести, идею земского собора.
=====
Соч.: Замогильные записки, (М.), 1932, Из переписки с Герценом и Огаревым, "Лит. наследство", т. 62, М., 1955.
=====
Лит.: Герцен А. И., Былое и думы, ч. 7, Л., 1946, гл. 70; Гершензон М. О., Жизнь В. С. Печерина, М., 1910; Сабуров A. A., Из биографии В. С. Печерина, "Лит. наследство", т. 41/42, М., 1941.

Новая философская энциклопедия:

ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич [15(27) июня 1807, с. Дымерка Черкасской губ. – 17(29) апреля 1885, Дублин, Ирландия] – русский мыслитель, писатель, католический священник. Сын военного, детство провел в гарнизонах провинциальных городов юга России. Неприятие российской действительности оформилось в дальнейшем в т.н. национальный нигилизм. В 1825–29 – мелкий петербургский чиновник. В 1829 поступил в Петербургский университет, где проявил незаурядные лингвистические способности в изучении древних языков. Блестяще окончив университет в 1831, получил место помощника библиотекаря и лектора по кафедре латинского языка Московского университета. В те годы, ненавидя деспотизм, Печерин придерживался либерально-конституционных взглядов, все свои жизненные планы связывая с Европою. В 1833 командирован в Берлинский университет с целью завершения образования и для подготовки к профессорству. За границей стал горячим приверженцем учения Ламенне, в Швейцарии пытался сблизиться с республиканцами. По возвращении в 1835 в Россию получил звание и. о. экстраординарного профессора Московского университета, в течение семестра читал лекции по классической философии. В 1836 под вымышленным предлогом покинул Россию. 1835–38 провел в Швейцарии в среде итальянских республиканцев. В 1838, спасаясь от долговой тюрьмы, бежал во Францию, а оттуда в Бельгию, где был домашним учителем, секретарем-переводчиком. Увлекался учениями Сен-Симона, Фурье, Бабёфа, Пьера Леру, Мишле, Жозефа де Местра, которого позже назвал «наглым и бессовестным фанатиком, поборником деспотизма». Печерин называл себя «перипатетическим философом», имея в виду буквальный перевод. Однако к сколько-нибудь системным взглядам (тем более к их изложению) Печерин не пришел: «Французские идеи влекут за собой французский образ жизни: сидеть целый день в кофейне, разглагольствовать о политике» – ироническая самооценка как бы обосновывала идейный кризис: в 1840 в Льеже вступил в католическую церковь и был принят монахом в орден редемптористов, а в 1843 стал профессором истории, греческого и латинского языков в монастырской семинарии Вигтема (Германия), известным в католических кругах проповедником. В 1844 после получения монастырем бумаги из русского посольства в Гааге был переведен миссионером в Англию. В 1848 лишен российского подданства. В 1853 в Лондоне встретился с Герценом, оставившим интересные воспоминания. Решение Печерина о переходе в католичество было сделано на волне разочарований в утопическом социализме, обостривших ожидание «нового учения, новой системы, новой веры», а также из опасения насильственною возврата в Россию. Монашество соответствовало желанию Печерина «удалиться от света». Переоценка ценностей, разочарование в католицизме, понимание того, что он «добровольно пожертвовал дарами ума и сердца, отрекся от престола разума и закабалил себя в неволю невежественным и наглым фанатикам и был в протяжении 20 лет орудием их мелкого честолюбия», пришло в 60-е гг. Тогда Печерину показалось необходимым оправдаться в принадлежности к духовенству, «к презренной и ненавистной касте». С этой целью он создает свой основной и единственный труд, получивший впоследствии название «Замогильные записки» (Apologia pro vita mea) – воспоминания, начатые по просьбе племянника С.Ф.Пояркова, вскоре переадресованные другу юности Ф.В.Чижову. Сам Печерин считал, что «Записки», «предмет психологического исследования», «представляют явление самостоятельного русского развития». Сама жизнь Печерина – это реальное воплощение идеи «лишнего человека», сумевшего вырваться из николаевской России. Благодаря «Запискам» трагическая судьба Печерина стала беспрецедентным фактом социально-философского осмысления. Преобразования в России 1861 обнаружили трагизм высоко одаренной, незаурядной личности, не сумевшей реализовать свое предназначение, в критические моменты всегда бежавшей от действительности. В итоге для Печерина стали очевидными иллюзорность свободы католического священника («Рабом я родился, рабом и умру») и самообман эмиграции: «От России я никак отделаться не могу. Я принадлежу ей самой сущностью моего бытия, я принадлежу ей моим человеческим значением». В 1862 Печерин пытался восстановить связи с Герценом и Огаревым, возвратился к литературным, историческим и философским занятиям, приступил к естественнонаучным исследованиям в химии и биологии, делал наблюдения в ботаническом саду Дублина. В 1877 со смертью Чижова прервалась связь Печерина с Россией. Последние 23 года жизни провел в Дублине капелланом одной из главных больниц, живя «уединенно и независимо», видя главную задачу своей жизни в том, чтобы «мыслить и любить».
Сочинения:
1. Замогильные записки (Apologia pro vita mea). – В кн.: Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989;
2. Герцен, Огарев и их окружение: рукописи, переписка и документы. М., 1940.
Литература:
1. Гершензон М.О. Жизнь В.С.Печерина. М., 1910;
2. Сакулин П.Н. Русская литература и социализм. М., 1924, ч. 1;
3. Штрайх С. В.С.Печерин за границей в 1833–1835 гг. – В кн.: Русское прошлое. Исторический сборник. Пг.–М., 1923.
Архивы:
1. РГАЛИ, ф. 372, ИРЛИ РАН (ПД), ф. 384, ОР РГБ, ф. 218, ф. 332.
И.Ф.Худушина

Словарь русских фамилий:

Фамилия прямо восходит к названию реки и указывает непосредственно на выходца с берегов р. Печоры. Если название реки не связано с нарицательным пещера, то название псковского города Печеры связано с пещерами напрямую. А вот вроде бы близкая фамилия Печерин имеет другой происхождение, в ее основе старинное русское слово печеры — пещеры. Тогда здесь же Пещерин. (Э)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

I
Владимир Сергеевичрусский иезуит, эллинист; род. в 1808 г. Окончив курс в петербургском университете, был командирован за границу для подготовления к профессорскому званию. В 1836 г. занял кафедру греческой словесности в московском университете. По словам Юр. Самарина, лекции П. отличались совершенной новизной и художественной законченностью. Буслаев вспоминает, как П., объясняя студентам Гомера и Софокла, мастерски переводил их стихи прекрасным литературным слогом. Тогдашнее положение вещей угнетало П.; он решился уехать из России. Для этого нужны были деньги. П. стал давать уроки, свел свои издержки на самое необходимое, избегал товарищеских собраний и наконец уехал, уведомив попечителя письменно, что не воротится в Россию. За границей П. некоторое время был домашним учителем, а потом сделался монахом иезуитского ордена, и очень ревностным. В начале 50-х гг. П. был священником в Англии. Из его переписки с Герценом (см. соч. Герцена, т. IX) видно, как он дорожил интересами католической церкви. Полагая, что Россия призвана развить только "материальную мощь", "материальную науку", что ей дан в удел только "материальный мир", П. восклицает: "Мы, верующие в бессмертную душу и в будущий мир, какое нам дело в этой цивилизации настоящей минуты? Россия никогда не будет меня иметь своим подданным". Однако П. продолжал любить родину и поддерживал сношения с некоторыми соотечественниками, напр., с проф. Никитенко, который часто упоминает о нем в своем "Дневнике". В молодости П. занимался литературой, писал о Софокле (в "Сыне Отечества"), сочинял и переводил стихи. Его стихотворения: "Торжество смерти", "Поликрат самосский" и другие были замечены. Вероятно, к последнему периоду его жизни относится стихотворение: "Прочь, о демон лучезарный", интересное для характеристики его настроения ("за небесные мечтанья я земную жизнь отдал, и тяжелый крест изгнанья добровольно я подъял; под венком моим терновым, в поте бледного лица, подвиг трудный и суровый совершу я до конца"). Живя в Ирландии, П. ревностно боролся с протестантизмом. Во время Крымской кампании в английских газетах сообщалось, что в Ирландии отдан под суд reverend father Vladimir Petcherin, a Russian native, за публичное сожжение на площади протестантской Библии. Умер, по-видимому, в начале 80-х гг.
Е. Т.
II
(Владимир Сергеевич, дополнение к статье)
русский иезуит. См. Гершензон, "В. С. П." ("Научное Слово", 1904, 10); его же, "Процесс В. С. П." ("Научное Слово", 1905, 5).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru