Определение слова «пастораль»

Толковый словарь Ефремовой:

пастораль ж.
1. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни.
2. Соответствующий жанр в литературе и искусстве.

Толковый словарь Ушакова:

ПАСТОРА́ЛЬ, пасторали, ·жен. (от ·лат. pastoralis — пастушеский).
1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (·ист. лит.).
2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).

Большой энциклопедический словарь:

ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский) — 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма) — связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).
2) Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
3) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

Большой словарь иностранных слов:

Пасторали, ж. [от лат. pastoralis – пастушеский]. 1. Произведение (преимущественно драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (истор. лит.). 2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).

Толковый словарь Кузнецова:

пастораль
ПАСТОРАЛЬ -и; ж. [франц. pastorale] Жанр в европейской литературе и искусстве 14 — 18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы; произведение этого жанра.

Малый академический словарь:

пастораль
-и, ж.
Жанр в европейской литературе и искусстве 14—18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы, а также произведение этого жанра.
[франц. pastorale]

Музыкальная энциклопедия:

(франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский).
1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни, природы. П. зародилась под влиянием античной поэзии ("Эклоги" и "Буколики" Вергилия, Петрарки, Боккаччо, "Аминта" Тассо). Пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итал. и франц. дворах. В либретто ранних итал. пасторальных опер наряду с пастухами и нимфами вводились герои античной мифологии. Нек-рые пасторальные сюжеты стали особенно излюбленными и воплощались в виде опер на протяжении нескольких столетий, в особенности мифы о Дафне (от оперы Пери и Каччини, 1598, до оперы Р. Штрауса, 1938), об Эвридике. В числе авторов пасторальных опер — К. В. Глюк, В. А. Моцарт ("Бастьен и Бастьенна", 1768, и др.), Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ж. Ж. Руссо ("Деревенский колдун", 1752) и др.
2) Вок. или инстр. произведение (пьеса) пасторального характера, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Вок. П. простираются от мадригала до сольной песни с сопровождением фп. Многие вок. и вок.-инстр. П. прошлого связаны с изображением Христа как "доброго пастыря" (в кантате Баха "Ты, пастух Израиля" — Du Hirte Israel, в оратории "Мессия" Генделя). Пасторальный характер носят мн. светлые лирические, идиллич. эпизоды опер, кантат и ораторий 17-18 вв. П. "Искренность пастушки" включена П. И. Чайковским в 3-ю картину его оперы "Пиковая дама". Сольные вок. П. с сопровождением фп. имеются у Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, X. Вольфа и др. Инстр. П. нередко ведут своё происхождение от рождественского музицирования римских пифферарий, осуществлявшегося в память о вифлеемских пастухах из христ. легенды; в др. случаях они передают представление о галантной пастушеской жизни. С течением времени сложились характерные черты инстр. П.- плавное, спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки (бурдон) в басу сопровождения, воспроизводящие звучание нар. волынки, ритм сицилианы (размер 6/8, 12/8). Инстр. П. создавались как части concerto grosso (А. Корелли и др.) и как самостоятельные произв. для скрипки, фп., органа (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах и др.). Симф. П. порой представляют собой отд. части циклич. сочинения (напр., "Сцена в полях" из "Фантастической симфонии" Берлиоза), иногда — целые циклы ("Времена года" Вивальди, "Пасторальная симфония" Бетховена, к-рая в лондонской книге эскизов обозначена как "Характерная симфония, или Воспоминание о сельской жизни", и др.).
Литература: Marsan J., La pastorale dramatique en France а la fin du XVIe et au commencement du XVIIe siиcle, P., 1905; Sandberger A., Zu den geschichtlichen Voraussetzungen zur Pastoralsinfonie, в его кн.: Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, Bd 2, Mьnch., 1924; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Sсhmidt G. Fr., Die frьchdeutsche Oper..., Bd 2, Die Pastoral-Opern, Regensburg, 1943.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пастораль, -и

Толковый словарь Ожегова:

ПАСТОРАЛЬ, и, ж. В европейском искусстве 1418 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
| прил. пасторальный, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

пастораль
ж. (Мельников). Через нем. Раstоrаl(е), с XVII в. (Шульц–Баслер 2, 412), или непосредственно из франц. раstоrаlе от лат. pastrlis "пастушеский".

Грамматический словарь Зализняка:

Пастораль, пасторали, пасторали, пасторалей, пасторали, пасторалям, пастораль, пасторали, пасторалью, пасторалями, пасторали, пасторалях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru