Определение слова «пантомима»

Толковый словарь Ефремовой:

пантомима ж.
1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями.
|| Соответствующий жанр в театральном искусстве.
2. Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определенным сюжетом.
3. Сюжетная сцена в балете, опере, драме, основанная на бессловесной драматически выразительной игре исполнителей.
|| Игра актера в подобной сцене.
4. Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.

Толковый словарь Ушакова:

ПАНТОМИ́МА, пантомимы, ·жен. (от ·греч. pantomimos — все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями.
| Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка.

Большой энциклопедический словарь:

ПАНТОМИМА (от греч. pantomimos, букв. — все воспроизводящий подражанием) — вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образапластика, жест, мимика.

Словарь по культурологии:

(греч. pantomimоs, букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образапластика, жест, мимика исполнителя.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствовано из французского, где pantomime восходит к латинскому pantomimes, образованному от греческого pan (pantos) "все" и mimos – "немой".

Толковый словарь Кузнецова:

пантомима
ПАНТОМИМА -ы; ж. [от греч. pantomimos — всё воспроизводящий подражанием]
1. Театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой. Искусство пантомимы. Цирковая п.
2. Устар. Жесты, мимика как дополнительные средства общения (обычно при незнании или плохом знании языка). Прибегнуть к пантомиме. Объясняться при помощи пантомимы.
Пантомимический, -ая, -ое. П-ие элементы в балете. П-ие приёмы в драматической роли без слов. Пантомимный, -ая, -ое. П-ые средства. П-ые представления. П-ая сцена.

Малый академический словарь:

пантомима
-ы, ж.
Театральное представление без слов, в котором чувства и мысли действующих лиц выражаются жестами, мимикой.
||
Жесты, мимика как дополнительное средство общения (обычно при незнании или плохом знании языка).
[Переводчик] весьма плохо говорил по-корейски, но все-таки с помощью пантомим мог передать обыкновенный разговор. Пржевальский, Путешествие в Уссурийском крае.
[От греч. — всё воспроизводящий подражанием]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пантомима, -ы

Толковый словарь Ожегова:

ПАНТОМИМА, ы, ж. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.
| прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое.

Грамматический словарь Зализняка:

Пантомима, пантомимы, пантомимы, пантомим, пантомиме, пантомимам, пантомиму, пантомимы, пантомимой, пантомимою, пантомимами, пантомиме, пантомимах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, римские П. умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки — вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее место на римской сцене; успеху римских П. не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако, думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к П. перешла и на исполнителей; любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы — всегда любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П.; при Антонине П. опять в большом ходу. Позднейшие христианские императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением; в царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан — это запрещение воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис). К самому позднему периоду римской империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет впервые известный хореграф Новерр (см.), своим балетом "Mde et Jason". Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только в балете, но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии "Лоэнгрина", Вагнера. Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные; напр. Новерр пользовался сюжетом "Семирамиды" Вольтера, Галеоти — "Макбета" и "Ромео и Джульеты". Подобного рода П. имели до 5 актов.
Ум.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru