Определение слова «овца»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
овца
I ж.
Жвачное парнокопытное домашнее животное с густой волнистой шерстью.
II м. и ж.
1. простореч. Робкий, безответный человек.
2. Употребляется как порицающее или бранное слово.
2.
Овца ж.
1. Название года в восточном двенадцатилетнем календаре, предполагающем соответствие каждому году тотемического животного; Коза.
2. перен. Тот, кто рождён в такой год (1907, 1919, 1931, 1943, 1955, 1967, 1979, 1991 гг.).

Толковый словарь Ушакова:

ОВЦА́, овцы, мн. овцы, овец, овцам, ·жен. Самка барана. «Паршивая овца все стадо портит.» (посл.) Отделить овец от козлищ (см. козлище).
• Заблудшая овца (·ритор.) — о беспутном, сбившемся с правильного пути человеке (от библейского образа овцы, отбившейся от стада).

Большой энциклопедический словарь:

ОВЦА — домашнее парнокопытное жвачное животное семейства полорогих. Произошла от диких горных баранов (муфлонов и архаров). Разводят ради шерсти, мяса, молока, шкур (смушки, овчины). Плодовитость 100-250 ягнят на 100 маток.

Толковый словарь Даля:

ОВЦА овцевод, овчар, овчина и пр. см. овен.

Также см. овен

Экономический словарь терминов:

Спекулянт, ведущий игру на бирже вслепую.

Малый академический словарь:

овца
-ы, мн. овцы, овец, овцам, ж.
Небольшое домашнее жвачное животное сем. полорогих, дающее шерсть, мясо, молоко; самка барана.

- заблудшая овца

Мифологическая энциклопедия:

В разных мифопоэтических системах символические значения О. отличаются большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность, пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность, любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность, подражательность, глупость, упрямство, блуждание.В биологическом виде, представленном О., с мифопоэтической точки зрения существенны териоморфные образы, определяемые двумя парами противопоставлений: мужской — женский [соответственно баран (овен) и овца] и принадлежащий к родителям — принадлежащий к детям (соответственноовца и баран, но ягненок или агнец, т. е. барашек). В целом образы О. и барана реализуют общий круг символических значений, хотя в ряде случаев подчеркиваются разные нюансы этих значений (что, в частности, определяется и различиями по полу). Так, в образе О. чаще выступает связь с мотивами кротости, нежности, невинности, а в образе барана подчеркивается плодовитость, связь с солнцем и отдельными божествами, но в отрицательном смысле говорится о глупости (баран — дурень) и бестолковости барана. Забитость О., ее открытость обидам и вражеским нападениям — один из распространенных мотивов и в «языковой мифологии» (некоторые животные обозначаются по принципу «едящий овцу»), и в обширной овечьей паремиологии («не прикидывайся овцою: волк съест»; «не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»), фольклоре, прежде всего в сказочных мотивах (многострадальная овца в обществе лисы и волка). На этих качествах О. основана ее роль в ритуале. Именно О. чаще всего выступает как образ жертвы, обычно чистой, богу солнца, огня и т. п. и наоборот, жертвоприношение черной О. — божествам подземного царства, злым духам для их умилостивления. Часто коза приравнивается к черной овце (черной О. нередко называют плохого человека; ср. «заблудшая О.» — о грешнике). Однако характерно противопоставление О. как чистого животного козе как нечистому или, во всяком случае, малопочитаемому животному. Соотношение овца — человек подкрепляется и сказочными мотивами о превращении в О., об овце-оборотне и т. п.; однако известны случаи, когда О. превращаются в неодушевленные предметы (напр., в грузинской сказке пастух и О. обращены в камни за негостеприимство пастуха, отказавшего нищему в овечьем молоке и предложившему ему взамен козье). Образ О. часто встречается в сказочном фольклоре, раскрывающем различные качества О. Есть сказки, в которых О. доказывает, что она не хуже (не менее полезна), чем лошадь и корова (ср., например, амхарскую сказку о споре трех этих животных), в других подчеркивается недостаточная престижность О. в иерархии мифопоэтических ценностей, иногда отчетливо выражается насмешливо-ироническое отношение к О., нередко обыгрываются «низкие» темы — овечий горох, блеяние и т. п. Вместе с тем О. выступает как символ спасителя и искупительная жертва (ср. широко известную в христианском учении и искусстве тему Agnus Dei, «божий агнец»); О. как мифологизированное животное, которое «перевозит» солнце через восьмой зодиакальный «дом» (Скорпион); О. как страж юго-западного и западного направления (там же); О. как животное тотемного типа (ср. почитание О. у самосцев или «овечьи» роды у ряда алтайских народов); О. как животное, принадлежащее божеству (согласно «Ригведе» Х 26, 6, Пушан ткет О. одежды и чистит ее), и т. п. Зато ритуальная роль О. бесспорна; так, образ О. у мирового дерева (в средней его части), у креста, с Иисусом Христом и т. п. Поскольку овцеводство играло большую роль у некоторых древних скотоводческих народов, наблюдается использование продуктов О. в ритуале — ее молока, жира, особенно шерсти (причем шерсть и некоторые другие продукты О. иногда фигурально называются avi, «овца»). Мотив овечьего руна как символа плодородия весьма част в ритуалах, приурочиваемых к образу мирового дерева. В хеттских ритуальных текстах шерсть также связана с вечнозеленым деревом eia-. Белая овечья шерсть, как и сами О., фигурирует в ивановских праздниках у славян и соответственно — у балтов. В хеттских текстах ритуального характера упоминаются люди в овечьей шкуре (между прочим, и т. н. «волчьи» люди; ср. образ волка в овечьей шкуре). Очень широко используется О. в гаданиях (ср. способ гадания по лопатке О.), в заговорах-просьбах, в практике предсказания, в магии. У ряда сибирских и центральноазиатских народов О. выступает как животное — «онгон», приносящее счастье.Велика в ритуале и роль барана. Он постоянно выступает как жертвенное животное в Библии (ср. Исх. 29, 15- 16, 18; Лев. 8, 18, 20-22; 9, 2, 4; 14, 13; 2 Царств 29, 22, 32), которое подвергается закланию и сожжению. В Египте барана приносили в жертву богу Амону. Заклание трех баранов рассматривалось как очистительная жертва у ингушей. Не только экономический, но и определенный престижный аспект можно видеть в ритуальных дарениях баранов, принимавших иногда огромные размеры (согласно 4 Царств 3, 4, израильский царь получил от моавитянского царя 100 тысяч овец и 100 тысяч баранов); в обменах баранами, ягнятами, козлами (Иезек. 27, 21), подготавливавших ту ситуацию, когда О. или баран выступали в качестве единицы обмена. У древних евреев баран иногда выступает как тотемное животное. Особенно многообразно представлен культ барана в Древнем Египте. При ряде храмов содержались священные бараны, освобожденные от хозяйственных работ. Бараны подлежали закланию в зрелом возрасте; они бальзамировались и торжественно предавались погребению. Ряд божеств известен в овноголовом виде, ср. ХНУМ из Верхнего Египта, Херишеф из Гераклеополя и Осириса из Мендеса, слившихся в триединое божество (интересно, что название Мендес одновременно означает и барана; в этом городе к статуе Осириса в виде барана приходили женщины, желавшие потомства, и обнажались перед ней в надежде получить от Осириса плодовитость). В образе барана (иногда крылатого барана) почитался в Фивах и бог солнца Амон. Определенные элементы египетского влияния присутствуют в «овноподобии» Зевса. В греческой мифологической традиции баран был также одним из животных, посвященных Афродите. Златорунный баран сбросил с себя в воды пролива Геллу, спасавшуюся вместе с братом Фриксом от злой мачехи Ино. Златорунный баран — стержневой образ мифологического цикла об аргонавтах. Следы барана как тотемного животного в названии аттического рода Криоидов — от др.-греч. , «баран» (таково же название мифологизированного созвездия Овна). В барана может превращаться и божество (одна из аватар Агни — баран), и человек (нередки случаи сказочного превращения в барана околдованного или заклятого героя; ср. обратный мотив в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: больному сознанию Передонова мерещится, что его друг — баран, чарами колдовства превращенный в человека). Из сказочных мотивов, связанных с бараном, лишь немногие сохраняют связь с мифами [ср. русские сказки типа — добыча бараном (и козлом) огня, превращение героя в барана]; большая часть мотивов относится к теме сообщества животных (баран и козел, баран и кот, баран и птица, 12 баранов и т. п.), к теме барана и волка (причем глупый баран нередко выходит победителем), к комической трактовке образа барана [бараний лоб, баранье упорство (тупость), зажаренный баран и т. д.]. У ряда алтайских народов один из месяцев (июль) связан с бараном. Образ О. известен в западноевропейском животном эпосе (круг «Романа о Ренаре»), в его источниках и продолжениях — басня, аполог, фаблио и т. п. Он же часто используется в символике и эмблематике, в искусстве древнего мира и средневековья (нередко как аллегория). В мифологизированном изобразительном искусстве О. часто заменяется облаком. Образ барана в этом отношении значительно уступает образу О.; зато, в отличие от О., он появляется уже в верхнепалеолитическом искусстве, где на его долю (каменный баран) приходится приблизительно 7% всех изображений животных. Лит.: Соколова 3. П., Культ животных в религиях, М., 1972; Колмачевский Л.. Животный эпос на Западе и у славян, Казань, 1882; Gubernatis A. de, Zoological mythology, v. 1-2, L., 1872; Hehn V., Cultivated plants and domesticated animals in their migration from Asia to Europe. Historico-linguistic studies, Amst., 1976; Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunt des XVI. und XVII. Jahrhunderts. Hrsg. von A. Henkel und A. Schne, Stuttg., 1978;Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1432; Roux J.-P., Faune et flore sacres dans les socits Antiques, P., 1966; Bones J.-P., Des animaux dans la mythologie, Lyon, 1956; Aubert М., La sculpture francaise au Moyen Age, P., 1947.
В. Н. Топоров.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

агница
архаромеринос
бордер
бордер-лейстер
бяшка
гемпшир
джайдара
дура
дуреха
дурочка
дурочка с переулочка
дурында
инфантадо
кроссбред
лейстер
лейчестер
линкольн
малич
меринос
млекопитающее
негретти
овечка
овца-ярка
овцематка
овча
овчишка
перетока
переярок
петая дура
прекос
прелесть что за дурочка
рамбулье
ранетка
ромни-марш
суффолк
чундук
чунтук
чуррос
шевиот
шленка
шпанка
шропшир
ягушка
яловка
ярка
ярушка

Этимологический словарь Макса Фасмера:

овца
укр. вiвця, др.-русск., ст.-слав. овьца (Супр.), болг. овца, сербохорв. овца, мн. овце, словен. vса, вин. оvсо, мн. оvсе (см. Долобко, ZfslPh 3, 131), чеш. оvсе, слвц. оvса, польск. оwса, в.-луж. wоwса, н.-луж. wеjса.
Праслав. *оvьса из *оvьk, расширенной и.-е. основы на -i- с помощью ум. окончания *-ik при увеличит. *оvьnъ (см. овен); ср. др.-инд. avik ж. "овца" наряду с vi – то же, avikas м., лит. avs, лтш. avs, греч. , лат. ovis, ирл. i, д.-в.-н. оu – то же, гот. awistr "овчарня"; см. В. Шульце, Jagi-Festschrift 344; KZ 42, 286; Мейе, t. 336; МSL 11, 8; 19, 78; Бодуэн де Куртенэ, Сб. 2; Мейе–Вайан 90; Траутман, ВSW 20 и сл.; Арr. Sprd. 309; М.–Э. 1, 232; Зубатый, LF 25, 239; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 251. Невероятно произведение *оvьса из *ovьki, вопреки Микколе (Ursl. Gr. 171). От *оvьkа образовано овчина, русск.-цслав. овьчина , ср. лит. avikena "баранина" (см. Траутман, ВSW 20).
••
[См. подробно Трубачев, Слав. названия дом. животных, М., 1960, стр. 69 и сл. – Т.]

Грамматический словарь Зализняка:

Овца, овцы, овцы, овец, овце, овцам, овцу, овец, овцой, овцою, овцами, овце, овцах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru