Определение слова «Останкино»

Большой энциклопедический словарь:

ОСТАНКИНО — архитектурно-художественный ансамбль кон. 18 в. (бывшая подмосковная резиденция графов Шереметевых, с кон. 19 в. в черте Москвы; с 1918 Дворец-музей творчества крепостных). Комплекс находящихся на одной оси, соединенных друг с другом деревянных построек с дворцом-театром в центре (архитекторы Ф. Кампорезе, П. И. Аргунов и др.; 1791-1798). В интерьерах — коллекции живописи, мебели и пр. Церковь Троицы (17 в.).

Словарь географических названий:

Останкино
Местность на С. Москвы с архит.-худож. ансамблем XVIII в. (в черте города с 1922 г.). Быв. усадьба графов Шереметевых. В 1937–49 гг. – Пушкинское. Деревянный дворец в стиле классицизма (1791–98), центр. ч. которого занимает помещение быв. театра; церковь Троицы (1877–78). Частично сохранился пейзажный парк. С 1918 г. – Дворец-музей творчества крепостных (коллекции живописи, мебели и др.).

Архитектурный словарь:

Архитектурно-художественный ансамбль в Москве. В 1743-1917 подмосковная усадьба графов Шереметевых (с конца XIX в. в черте Москвы). В конце XVIII в. в Останкино — один из крупнейших крепостных театров России (на сцене играли П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова и др). Дворцово-парковый ансамбль Останкино был создан в 1790-х годах (архитекторы Ф. Кампорези, П. И. Аргунов и другие). В интерьерах — коллекции живописи, мебели и пр. Церковь Троицы (XVII в.).

Большая советская энциклопедия:

Останкино
Архитектурно-художественный ансамбль конца 18 в. (бывшая подмосковная усадьба-резиденция графов Шереметевых; с конца 19 в. в черте Москвы; с 1918 Останкинский дворец-музей творчества крепостных). Основой архитектурного ансамбля О. является комплекс находящихся на одной оси, соединённых друг с другом деревянных построек с оштукатуренными фасадами (1791—98, архитектор Ф. Кампорези, П. И. Аргунов и др., поздний классицизм; лепные рельефы — Ф. Г. Гордеев и Г. Т. Замараев). Центр комплекса — дворец-театр с анфиладами гостиных — связан невысокими галереями с концертным залом в «Египетском» павильоне и с банкетным — в «Итальянском». В интерьерах — золочёная резьба (мастер И. Мочалин, мастерская П. П. Споля), наборные паркеты (мастер Ф. И. Пряхин), хрустальные светильники, коллекции живописи (в т. ч. произведения И. П., Н. И. и Я. И. Аргуновых), гравюры, скульптуры, мебели и пр. Частично сохранился Пейзажный парк (ныне Московский парк культуры и отдыха им. Ф. Э. Дзержинского; 1793—95, архитектор А. Ф. Миронов и П. И. Аргунов). Церковь Троицы (1678—1692, зодчий П. Потехин; «узорочный стиль») с колокольней в псевдорусском стиле (1877—78, архитектор Н. В. Султанов).
Лит.: Елизарова Н. А., Останкино, М., 1966.

Останкино. «Египетский» павильон 1791—98. Интерьер.

Останкино. Дворцовый комплекс. 1791—98. Архитекторы Ф. Кампорези, П. И. Аргунов и др. Общий вид.

Советская историческая энциклопедия:

Бывшая подмоск. усадьба Н. П. Шереметева; знаменита дворцом, представляющим собой памятник рус. архитектуры и декоративного иск-ва конца 18 в. В архит. ансамбль О. входит также кам. церковь, построенная крепостным кам. дел мастером Потехиным в 1693, парк, спланированный в конце 18 в. крепостным арх. А. Ф. Мироновым. Первые упоминания об О. относятся к 1558, когда владельцем этих земель был боярин А. Сатин. В конце 16 в. О. переходит к дьяку В. Я. Шелкалову. В нач. 17 в. деревянный боярский дом, церковь и др. постройки были сожжены польскими интервентами. После вступления на престол Михаила Романова О. переходит к его родственнику кн. И. Б. Черкасскому. По описи 1678 в О. числилось 55 дворов кабальных людей с населением ок. 300 чел. С 1743 усадьба переходит к П. Б. Шереметеву. Новое строительство в О. развертывается при его сыне Н. П. Шереметеве. Проекты дворца разрабатывались при участии архитекторов Дж. Кваренги, Ф. Кампорези, Е. С. Назарова. Строительство осуществлено крепостными зодчими П. И. Аргуновым, А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным в 1792-97. Рельефы на фасадах работы скульптора Ф. Г. Гордеева. Центр. часть дворца занимает театр. По оборудованию и технич. оснащенности — один из лучших театров того времени (оборудование сцены и зала крепостного Ф. И. Пряхина). Художеств. оформление дворца: резьба по дереву, наборный паркет, росписи стен и потолков, лепные украшения — выполнены крепостными и вольнонаемными нар. мастерами. В кон. 18 в. на сцене театра силами крепостной труппы ставились оперы, балеты и комедии. В историю рус. театра вошли артистки останкинской труппы П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова, А. Т. Буянова и др. После переезда Шереметева в Петербург (1801) усадьба приходит в запустение. В 1812 французы занимали дворец под штаб одной из своих частей; при отступлении разграбили его, разрушили театр, сожгли декорации. В 1817 дворец был отремонтирован в связи с посещением его Александром I. В послереформенные годы здание дворца не раз перестраивалось, причем в оформление и убранство комнат вносились перемены, уничтожавшие творения крепостных мастеров.
=====
В 1917 усадьба была национализирована, и дворец превращен в музей. В ходе реставрационных работ ансамбль О. был освобожден от наслоений, возникших за последние 100 лет. В 1948 решением Моссовета дворец и прилегающая к нему часть парка объявлены заповедником — дворцом-музеем творчества крепостных.
=====
Лит.: Виноградов К., Останкино... (Исторический очерк), М., 1929; Соловьев К. A., Останкино (Путеводитель), М., 1944; Путеводитель по Останкинскому дворцу-музею творчества крепостных, М., 1952.
=====
В. В. Познанский. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru