Определение слова «ОРАРЬ»

Толковый словарь Ефремовой:

орарь м.
Знак дьяконского сана, часть его облачения в виде вышитой или цветной длинной ленты, надеваемой через плечо, который он поднимает во время ектеньи.

Толковый словарь Ушакова:

ОРА́РЬ, ораря, ·муж. (·греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо.

Большой энциклопедический словарь:

ОРАРЬ (греч. orarion) — длинная (2,5-4 м) — как правило, шелковая орнаментированная (тканый или вышитый мотив креста) лентасимвол смирения и чистоты помыслов, которую носят во время христианского богослужения на левом плече дьяконы и перепоясанной крестообразно через плечи — иподьяконы. Служит обозначением церковного сана.

Толковый словарь Даля:

орарь
См. орарий

Большой словарь иностранных слов:

Ораря, м. [греч. orarion] (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо.

Толковый словарь Кузнецова:

орарь
ОРАРЬ я; м. [лат. orare — молиться] Церк. Знак дьяконского сана в виде вышитой или цветной ленты, надеваемой через плечо, который дьякон поднимает во время ектеньи.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
орарь, -я

Этимологический словарь Макса Фасмера:

орарь
м. "часть облачения дьякона, состоящая из узкой ленты через левое плечо". Орарь символизирует крыло ангела, с помощью его дается знак к началу богослужения; др.-русск. урарь – то же (Новгор. кормч. под 1280 г.; см. Соболевский, Лекции 142), орарь – то же (Срезн. II, 704; 3, 1195), народн. также уларь. Из греч. – то же; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 284; Гр.-сл. эт. 209; Преобр. I, 655.

Грамматический словарь Зализняка:

Орарь, орари, ораря, орарей, орарю, орарям, орарь, орари, орарём, орарями, ораре, орарях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи, второй — на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третий крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под правой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре диакон носит О. по подобию архидиакона, как это практикуется в Иерусалиме. — Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии" Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме (см. у Буонаротти). Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе ризы белы (IV, 4). В относящихся сюда художественных изображениях в римских катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане, гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно О. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oranum, то stola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смысле sudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св. Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О. получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровью мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии Киприана). Самое слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря, происходит от — video, observe — и свидетельствует о том, что лица, имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать, что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в церкви народ. Другие производят от — хранение, попечение (о душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове orarium, производя его от orare — молиться. Четвертый толедский собор, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смысле говорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежность священнослужителей, как церковных учителей.
Н. Б—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru