Определение слова «МЮНСТЕРСКАЯ КОММУНА»

Большой энциклопедический словарь:

МЮНСТЕРСКАЯ КОММУНА (1534-35) — власть анабаптистов в г. Мюнстер (Вестфалия) во главе с Яном Матисом, а после его гибели (5 апреля 1534) Иоанном Лейденским. В осажденном городе Мюнстерская коммуна провела конфискацию церковно-монастырского имущества, отмену долгов, денежного обращения, уравнительное распределение предметов потребления и др. После 14-месячной героической обороны пала. Многие участники казнены.

Большая советская энциклопедия:

Мюнстерская коммуна
(1534—1535)
революционная народная власть анабаптистов (См. Анабаптисты) в г. Мюнстер (Вестфалия). Была установлена в результате вооруженной борьбы горожан Мюнстера и пришлых (из соседних вестфальских городов и Северных Нидерландов) анабаптистов против сеньора города князя-епископа Франца фон Вальдека. 23 февраля 1534 анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в городском магистрате; все, кто отказался принять сторону и веру анабаптистов, были изгнаны из города. Власть фактически сосредоточилась в руках «главного пророка» анабаптистов Яна Матиса (См. Ян Матис), а после его гибели (5 апреля 1534) — Иоанна Лейденского (См. Иоанн Лейденский), который в апреле — мае 1534 распустил магистрат, заменив его советом «12 старейшин». В дальнейшем в связи с осложнением военной обстановки (город был осаждён войсками епископа) и внутренними конфликтами была введена личная диктатура Иоанна Лейденского, провозглашенного царём «Нового Сиона» (Мюнстера) и будущим владыкой мира. Анабаптистские власти провели в Мюнстере ряд мероприятий: имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в общую пользу, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничены, а затем запрещены, все жители обязаны были трудиться и участвовать в обороне города, продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам (орудия труда, мастерские и земельные участки оставались, видимо, в личном владении их собственников). Моногамная семья была заменена догматической, заимствованной из библейских текстов полигамией. Нарушения общественного порядка, пьянство, аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни. В осаждённом городе царила железная дисциплина, а блестящая организация его обороны вызывала удивление даже у врагов. Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) «истинных христиан», избранным богом городом, долженствовавшим стать оплотом грядущего всемирного «тысячелетнего царства Христова», под которым подразумевалось наступление идеального мистического царства социального равенства. Объективно мероприятия и программа М. к. не выходили за рамки революционного ниспровержения феодализма и проведения радикальной программы буржуазных преобразований, переплетавшихся с нечетко выраженными элементами уравнительно-коммунистических мечтаний. С конца 1534 положение осажденных ухудшилось: запасы продовольствия иссякли, попытки поднять восстания в поддержку М. к. в др. городах Вестфалии и в Северных Нидерландах были подавлены. 25 июня 1535 Мюнстер был взят войсками епископа. Деятели М. к., в том числе Иоанн Лейденский, были преданы жестоким пыткам и казнены.
Лит.: Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Brendler G., Der Tuferreich zu Mnster 1534/35, В., 1966.
А. Н. Чистозвонов.

Советская историческая энциклопедия:

(23 февр. 1534 — 25 июня 1535) — анабаптистское гос-во, созданное в Мюнстере (Вестфалия) в результате вооруж. борьбы местного плебса, бюргерства и анабаптистов, пришедших из соседних городов и Нидерландов, против сеньора города князя-епископа Франца фон Вальдека. 23 февр. анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в магистрате, 26 февр. из города были изгнаны все, кто отказался принять сторону и веру анабаптистов. Хотя власть формально принадлежала магистрату, она фактически все больше и больше сосредоточивалась в руках "главного пророка" — Яна Матиса, а после его гибели — Иоанна Лейденского, к-рый в апр.-мае 1534 распустил магистрат, заменив его советом "12 апостолов". В дальнейшем, в связи с осложнением воен. обстановки и внутр. конфликтами, в к-рых не последнее место занимали противоречия между мюнстерскими и пришлыми анабаптистами, была введена личная диктатура Иоанна Лейденского, провозглашенного (видимо, в сент. 1534) царем Нового Сиона (Мюнстера) и будущим владыкой всего мира. Анабаптистские власти провели в Мюнстере ряд уравнит. мероприятий: имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в общую пользу, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничивались, а затем были запрещены; все жители обязаны были трудиться по специальности на общее благо и участвовать в обороне города, не получая за это особой оплаты; продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам под контролем анабаптистских властей, но орудия труда, мастерские и зем. участки оставались, видимо, в личном владении их собственников; моногамная семья, построенная на имуществ. основе, была заменена догматич. заимствованной из библ. текстов ветхозаветной полигамией; нарушения обществ. порядка, пьянство, всякого рода аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни. В осажд. городе царила железная дисциплина, а блестящая организация его обороны вызывала удивление даже у врагов. Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) "истинных христиан", избранным богом городом, долженствовавшим стать оплотом грядущего всемирного тысячелетнего "царства Христова", под к-рым подразумевалось наступление идеального мистич. царства социального равенства. Объективно все это не выходило за рамки революц. ниспровержения феодализма и проведения радикальной программы бурж. преобразований, переплетавшихся с нечетко выраженными элементами уравнительно-коммунистич. мечтаний. Эти мечтания могли превратиться в социалистич. борьбу "...только тогда, когда научный социализм Маркса связал преобразовательные стремления с борьбой определенного класса" (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 412). Исторически бесперспективной была и полигамия, к-рая, выполнив свою деструктивную задачу, должна была отмереть, уступив место новым формам бурж. семьи. С кон. 1534 положение осажденных ухудшилось: запасы продовольствия иссякали, попытки поднять восстание в поддержку М. к. в др. городах Вестфалии и в Сев. Нидерландах были жестоко подавлены. 25 июня 1535 Мюнстер пал.
=====
Для бурж. историографии в целом присуща открытая или слабо завуалированная враждебность к М. к. и ее деятелям, стремление отождествить совр. коммунизм с анабаптизмом и, черня последний, очернить и коммунизм. Снимаются проблемы клас. борьбы и социально-экономич. проблемы, связанные с анабаптистским движением (рус. писатель и публицист А. К. Шеллер-Михайлов считал М. к. результатом "...сильного эпидемического возбуждения умов...", олицетворенного в фигуре Иоанна Лейденского ("Революционный анабаптизм", СПБ, 1889, с. 156, см. также с. 185-87)). Нидерл. баптистский историк В. Кюлер объявлял все социальные и экономич. мероприятия М. к. вытекающими, с одной стороны, из положения Мюнстера как осажденного города, с другой — прямо и исключительно из Священного писания (W. J. Khler, Geschiedenis der nederlandsche Doopsgezingen in de zestiende eeuw, Haarlem, 1932).
=====
Особенным нападкам со стороны бурж. историографии подвергалось введение анабаптистами общности имущества и полигамии, причем последняя прямо выводится из первой и изображается как "общность жен". Баптистский историк Э. Бакс проявил намерение объективно и научно подойти к определению сущности революц. анабаптизма. Он подчеркивал, что только "доктрина классовой борьбы как основы этического или иного суждения способна внести ясность в рассмотрение этого (т. е. в оценку анабаптизма. — А. Ч.) вопроса" ("Rise and fall of the Anabaptists", L.-N. Y., 1903, p. 320).
=====
Источн.: Cornelius C. A., Berichte der Augenzeugen ber das Mnsterische Wiedertuferreich, "Die Geschichtsquellen des Bisthums Mnster", 1853, Bd 2; Niesert J., Mnsterische Urkundensammlung, Bd 1, Coesfeld, 1826; Detmer H., Hermanni a Kerssenbroch Anabaptistici furoris Monasterium inclitam Westphaliae metropolim evertentis historica narratio, "Die Geschichtsquellen des Bisthums Mnster", 1899-1900, Bd 5-6.
=====
Лит.: Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1-2, М., 1925; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI века, М., 1964; Вах Е. В., Rise and fall of the Anabaptists, L.- N. Y., 1903; Keller L., Geschichte der Wiedertufer und ihres Reichs zu Mnster, Mnster, 1880; Mellink A. F., De Wederdopers in de Noordelijke Nederlanden. 1531-1544, Groningen — Djakarta, 1953; Sodeur G., Der Kommunismus in der Kirchengeschichte, Mnch., 1920; Troeltsch B., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, в его кн.: Gesammelte Schriften, 3 Aufl., Bd 1, Tbingen, 1923; Ritschl H., Die Kommune der Wiedertufer in Mnster. Ursachen und Wesen des tuferischen Kommunismus, Bonn — Lpz., 1923.
=====
A. H. Чистозвонов. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru