Определение слова «Мультатули»

Большой энциклопедический словарь:

МУЛЬТАТУЛИ (Multatuli) (наст. имя и фам. Эдуард Дауэс Деккер, Dekker) (1820-87) — нидерландский писатель. С 1838 служил в Индонезии. Реалистический автобиографический роман "Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества" (1860) антиколониального характера. Социальная критика в автобиографическом романе "Письма любви" (1861) — в книге "Идеи" (1862-1877) и др. публицистических сочинениях.

Большая биографическая энциклопедия:

Мультатули (Multatuli)
(настоящие имя и фамилия Эдуард Дауэс Деккер, Dekker) (1820—1887), нидерландский писатель. В 1838-56 служил в Индонезии. Антиколониальный роман «Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества» (1860) основан на автобиографическом и документальном материале. В эпистолярном автобиографическом романе «Письма любви» (1861), публицистическом сочинении «Идеи» (тт. 1—7, 1862—1877) — критика буржуазного общества. Прозе свойственны афористичность, фрагментарность.

Большая советская энциклопедия:

Мультатули
(Multatuli)
[псевдоним (от лат. multa tuli — я много перенёс); настоящее имя и фамилия Эдуард Дауэс Деккер; Dekker] (2.3.1820, Амстердам, — 19.2.1887, Нидер-Ингельхейм, ныне Ингельхейм, ФРГ), нидерландский писатель. Родился в семье шкипера. Учился торговому ремеслу. С 1838 служил в колониальном аппарате Нидерландской Индии (Индонезии). Став в 1856 ассистент-резидентом округа Лебак на Яве, пытался облегчить положение индонезийцев. Натолкнувшись на сопротивление колониальных чиновников и местных феодалов, вынужден был подать в отставку. Долгие годы скитался по городам Нидерландов, Бельгии, Германии, жил в нужде. Литературную деятельность начал в 40-е гг. Известность М. принёс автобиографический роман «Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества» (1859, изд. 1860, рус. пер. 1959), в котором писатель разоблачал колониализм и выступил в защиту угнетённых. Основан на автобиографических фактах, проникнутый публицистическим пафосом, роман приобрёл характер политического памфлета. В автобиографическом эпистолярном романе «Письма любви» (1861, рус. пер. 1911), публицистической брошюре «О свободном труде в Нидерландской Индии» (1862) и др. М. критиковал уже капиталистическое общество в целом. Буржуазная мораль, политическое устройство, религию М. обличает и в «Разговоре с японцами» (1862), в «Беседах» (1869, изд. 1870) и особенно в монументальном сочинении «Идеи» (т. 1—7, 1862—1877). В «Идеях» наиболее полно раскрываются взгляды М. на литературу и искусство, которым он отводил ведущую роль в воспитании народа. В духе просветительских идеалов написана драма М. «Школа князей» (1872). Мировоззрение М. сформировалось под влиянием просветителей и утопического социализма, однако невозможность осуществления демократических идеалов в Нидерландах 19 в. определила противоречия в общественно-политических взглядах писателя. Его прозе свойственны афористичность, фрагментарность стиля (спаянного, однако, единой мыслью), демократичность языка. Критический реализм М. оказал влияние на Г. Хейерманса, Г. Гортера и др. Произведения М. сыграли значительную роль в разоблачении колониальных порядков, они оказали влияние как на общественное мнение Европы, так и на формирование мировоззрения первых индонезийских просветителей и деятелей национального движения.
Соч.: Volledige werken, [dl] 1—10, Amst., 1950—60; Brieven, [dl] 1—10, Amst., 1890—96; в рус. пер. — Повести, сказки, легенды, СПБ, 1907; Приключения Вальтера Петерсена, СПБ, 1908: Избр. произв., М., 1949.
Лит.: М. Г. К., Мультатули и его произведения, СПБ, 1903; Ошис В. В., Мультатули. Биобиблиографич. указатель, М., 1971; его же, Общественно-политические взгляды Мультатули, «Новая и новейшая история», 1974, № 3; De Mare A., Lijst der geschriften van en over E. D. Dekker, Leiden, 1948; «Maatstaf», 1970, maart, № 11.
В. В. Ошис.

Мультатули.

Советская историческая энциклопедия:

(Multatuli) (псевд. (от лат. multa tuli — я много перенес); наст. имя и фамилия — Эдуард Дауэс Деккер (Dekker)) (2.III.1820 — 19.II.1887) — голл. писатель-гуманист. С 1838 служил в колониальном аппарате Нидерл. Индии (Индонезии). Став в 1856 ассистент-резидентом округа Лебак на Яве, пытался улучшить положение индонезийцев, но натолкнулся на сопротивление колониальных чиновников и местных феодалов и в том же году вынужден был подать в отставку. Осенью 1859 в условиях острой нужды и лишений написал и в 1860 издал в Амстердаме роман "Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества" (рус. пер. 1925, нов. изд. 1959). В этой книге он с большой силой и страстью дал обличит. картину голл. колониального господства. Роман М., первое в истории значит. антиколониалистское произведение, имел огромный успех и был переведен на мн. языки Европы и Азии; он сыграл значит. роль в разоблачении колониальных порядков. В последующих работах М. выступал с просветительско-гуманистич. позиций не только против колониализма, но и против всей системы обществ. неравенства, нищеты и бесправия народов.
=====
Соч. Volledige werken, dl 1-l0, Amst., 1950-60; в рус. пер. — Письма любви, М., (1911); Избр. произв., М., 1949.
=====
Лит.: Волевич И., Мультатули — борец против колониализма, "Вопр. лит-ры", 1961, No 7; Driessen P. W., Multatuli..., Amst., 1960; Perron E. du, De man van Lebak, 2 dr., 1950.

Энциклопедический словарь псевдонимов:

(наст. имя и фам. Эдуард Дауэс Деккер; 1820–1887) – нидерл. писатель. С 1838 служил в Индонезии. Реалистич. автобиографич. ром. «Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества» (1860) антиколониального характера. Социальная критика в автобиографич. ром. «Письма любви» (1861), в кн. «Идеи» (1862—77) и др. публицистич. соч.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Multatuli) — псевдоним, под которым известен выдающийся голландский писатель Эдуард Дауэс Деккер (Eduard Dowes Dekker, 1820—1887). 18 лет от роду он уехал в Нидерландскую Индию на службу по управлению малайскими колониями. В 1851 г. он получил значительный пост ассистент-резидента, т. е. представителя нидерландского правительства при местном царьке. После пятилетнего исполнения этой обязанности на Амбоине он был переведен в Лебак, где имел возможность особенно близко ознакомиться с ужасной системой эксплуатации, которую Нидерланды применяли к своим индийским колониям. Владетельный князь, стоящий между правительством и населением, угнетает и грабит народ, а ассистент-резидент покрывает его политику. Таким соучастником в преступлениях узаконенной деспотии не мог быть Деккер; но вся его борьба с владетелем Лебака и жалобы в Батавии привели только к выговорам. Выйдя в отставку и вернувшись на родину, Деккер сделал все, чтобы обратить внимание правительства и общества на гнусную систему управления колониями. В 1860 г. появился его роман "Max Havelaar, of le koffiveilingen der Nederlandsche Handelsmaatschapij". В этом произведении, написанном в тисках горькой нищеты, автор сказал голландцам об их колониях то, чего они не хотели знать. Впечатление было громадно; в парламенте "Havelaar" вызвал запрос; один из депутатов констатировал, что разоблачения романа "заставили вздрогнуть" всю страну. Того, чего рассчитывал добиться Деккер своим романом — справедливости для яванцев, справедливости для себя — он не достиг. Его разоблачения считались преувеличенными и не привели к изменению политики. К тому же и самое распространение книги стеснено было тем обстоятельством, что Деккер уступил право издания своему мнимому другу, романисту Якову фан-Леннепу; последний, напечатав тысячу триста экземпляров, тотчас же разошедшихся, не делал нового издания, которое могло быть напечатано лишь после его смерти, в 1870 г. Таким образом и материальных обстоятельств Деккера успех его книги не поправил. Тем удивительнее литературная продуктивность, проявленная им в эти годы тяжелой нужды. Через год после романа явились "Minnebrieven" (1860), а затем, начиная с 1862 г., семь томов "Ideen" (1862—1877) — обширного собрания разнообразных произведений, объединенных одним свойством: неизменной идейностью. "Моя единственная программа — истина" — предуведомляет он читателя; "я буду давать сообщения, рассказы, истории, притчи, замечания, воспоминания, романы, пророчества, парадоксы... Я надеюсь, что в каждом рассказе, каждом известии будет заключена идея". Более всего известна из собрания "Ideen" драма "Vorstenschool" ("Школа государей", 1875; немецкий перев. в "Univ.-Bibliothek") — излюбленная пьеса голландской сцены. М. не принадлежит к непосредственным творцам, создающим вековечные образы живых людей; он лирик, мыслитель, искатель правды. Поборник рационального мировоззрения, он склонен сам к иррациональным путям обретения истины — и это, в связи с глубокой гуманностью настроения, делает его поэтом. Известным среди широкой общеевропейской публики его сделала немецкая литература, "открывшая" его в последнее десятилетие. Другие его соч.: "Over vryen arbeid in Nederlandsch Indie" (1863), "La Sainte-Vierge", "Geschiedenis van Woutertje Pieterse" (1888 г., посмертн. и неоконч.), трагед. "De bruid daarboven" (1864), "Een en ander oven Pruisen en Nederland" (1865), "Duizend en eenige hoofdstukken over specialiteiten" (1871), "Millioenen-Studien" (1872). Популярное издание полного собр. М. вышло в 1892 г. С 1892 г. издаются вдовой М. его многочисленные и интересные письма. Ср. Huet, "Multatuli" (1886); Polak, "Multatuli" (1887); A. Thym, "Multatuli" (1891).
А. Горнфельд.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru