Определение слова «Монотематизм»

Большой энциклопедический словарь:

МОНОТЕМАТИЗМ (от моно... и тема)принцип построения музыкального произведения, характеризующийся объединением сонатно-симфонического цикла или произошедших от него одночастных форм одной темой (напр., в симфонических поэмах Ф. Листа одна и та же тема в соответствии с программой принимает различный облик).

Большая советская энциклопедия:

Монотематизм
(от Моно... и Тема
принцип построения музыкального произведения, связанный с объединением одной темой сонатно-симфонического цикла или произошедших от него одночастных форм. Ранний образец М. — 5-я симфония Бетховена, начальная тема которой в трансформированном виде проводится через все части. Высшего развития М. достиг в эпоху музыкального романтизма, в программных музыкальных произведениях (см. Программная музыка) Г. Берлиоза и Ф. Листа. В «Фантастической симфонии» Берлиоза сквозная тема представляет образ возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни; тема подвергается постоянным изменениям, особенно значительным в финале. В симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии» ведущая тема персонифицирует образ главного героя и поручается всегда соло альта, выделяясь на фоне программно-изобразительных картин. В симфонических поэмах Ф. Листа применяется новый тип формы, объединяющий черты сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла; целостность произведений обеспечивается использованием одной темы, подвергающейся образным трансформациям и принимающей различный облик, отвечающий различным этапам развития сюжета. В более свободной трактовке, в сочетании с обычными принципами музыкального развития, М. и связанный с ним принцип образной трансформации широко применялись и в последующее время (симфония Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония Дворжака, в русской музыке — 4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфонии Скрябина, Ляпунова, 7-я и другие симфонии Шостаковича).
В. П. Бобровский.

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. monos — один, единый и tema — то, что положено в основу) — принцип построения муз. произведения, связанный с особой трактовкой одной темы или одного комплекса тем. М. следует отличать от понятия "однотемность", к-рое относится к формам нециклич. порядка (фуга, вариации, простые двух- и трёхчастная формы, рондо и т. д.). М. возникает при объединении сонатно-симф. цикла или происшедших от него одночастных форм одной темой. Такую тему часто называют лейттемой или, используя термин, связанный с оперными формами и обозначающий родственное М. явление, лейтмотивом.
Истоки М. — в интонационном сходстве начальных тем в разных частях циклич. произв. 17-18 вв., напр. у Корелли, Моцарта и др.:

А. Корелли. Трио-соната op. 2 No 9.

А. Корелли. Трио-соната ор. 3 No 2.

А. Корелли. Трио-соната ор. 1 No 10.

В. А. Моцарт. Симфония g-moll.
Но в собств. смысле М. впервые применён только Л. Бетховеном в 5-й симфонии, где начальная тема проводится в трансформированном виде сквозь весь цикл:


Бетховенский принцип лёг в основу M. y композиторов последующего времени.
Г. Берлиоз в "Фантастической симфонии", "Гарольде в Италии" и др. циклич. произв. наделяет ведущую тему (лейтмотив) программным содержанием. В "Фантастической симфонии" (1830) эта тема представляет образ возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни. В финале она подвергается особенно значит. изменениям, рисуя возлюбленную как одну из участниц фантастич. шабаша ведьм:

Г. Берлиоз. "Фантастическая симфония", часть I.

То же, часть IV.
В "Гарольде в Италии" (1834) ведущая тема персонифицирует образ гл. героя и поручается всегда солирующему альту, выделяясь на фоне программно-изобразительных картин.
В неск. ином виде трактуется М. в произв. Ф. Листа. Стремление к наиболее адекватному воплощению в музыке поэтич. сюжетов, развитие образов к-рых зачастую не отвечало традиц. схемам построения муз. произв. крупной формы, привело Листа к мысли строить всё программное произв. на основе одной и той же темы, подвергавшейся образным трансформациям и принимавшей разл. облик, отвечающий разл. этапам развития сюжета.
Так, например, в симфонической поэме "Прелюды" (1848-54) короткий мотив из 3 звуков, открывающий собой вступление, далее соответственно поэтич. программе ложится в основу очень разл., контрастных тематич. образований:

Ф. Лист. Симфоническая поэма "Прелюды". Вступление.

Главная партия.

Связующая партия.

Побочная партия.

Разработка.

Эпизод.
Единство тематич. основы в подобных случаях обеспечивает цельность произведения. В связи с применением принципа монотематизма Лист выработал характерный для его симф. поэм новый тип формы, в к-ром объединялись черты сонатного Allegro и сонатно-симф. цикла. Лист применял принцип М. и в циклич. программных сочинениях (симфонии "Фауст", 1854; "Данте", 1855-57), и в не снабжённых словесной программой произведениях (соната h-moll для фп. и др.). Листовская техника образной трансформации использует опыт, накопленный ранее в области тематического варьирования, в т. ч. и в романтических свободных вариациях.
М. листовского типа в его чистом виде в последующее время получил лишь ограниченное применение, поскольку воплощение качественно разд. образов с помощью всего лишь иного ритмич., метрич., гармонич., фактурного и тембрового оформления тех же интонационных оборотов (изменение к-рых привело бы к утрате самого тематич. единства) обедняет сочинение. В то же время в более свободном применении, в сочетании с обычными принципами муз. развития лейттематизм, монотематизм и связанный с ними принцип образной трансформации находили и находят очень широкое применение (4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфония и ряд камерных сочинений Танеева, симфонии Скрябина, Ляпунова, 7-я и др. симфонии Шостаковича, из сочинений зарубежных композиторов — симфония и квартет С. Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония Дворжака и др.).
В. П. Бобровский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
монотематизм, -а

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru