Определение слова «Маймон»

Большая советская энциклопедия:

Маймон
(Maimon; настоящая фамилия — Хейман, Heiman)
Соломон [1753 (или 1754), Мирц (или Мир), около Несвижа, ныне БССР, — 22 ноября 1800, Нидерзигерсдорф, Силезия], философ-самоучка, субъективный идеалист. Воспитанный в духе иудаизма, М. стал поклонником философии Маймонида, в связи с чем изменил свою фамилию. В 1777 переселился в Пруссию, где установил связь с М. Мендельсоном. Критиковал философию Канта, в частности понятие «вещи в себе» (См. Вещь в себе), с позиций, близких к идеалистическим воззрениям Ф. Г. Якоби. В качестве основного закона логики сформулировал «принцип определимости».
Соч.: Versuch ber Transcendentalphilosophie. В., 1790; Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens, B., 1794; neue Aufl., B., 1911; Lebensgeschichte, Bd 1—2, В., 1911 (в русском переводе см. в книге: Еврейская библиотека, т. 1—2, СПБ, 1871—72).
Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909, гл. 6—7; Яковенко Б., Философские концепции С. Маймона, «Вопросы философии и психологии», 1912, кн. 4(114), кн. 5 (115); Atlas S., From critical to speculative idealism. The philosophy of S. Maimon, The Hague, 1964; Bergman S. Н., The philosophy of S. Maimon, Jerusalem, 1967; Kozowski R., Salomon Maimon jako krytyk i kontynuator filozofii Kanta, Poznn, 1969.

Новейший философский словарь:

МАЙМОН (Хейман) Соломон (1753-1800) — философ-просветитель. Родился в местечке Мир, в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился через Польшу в Германию. Удивительные философские способности «юноши из Литвы» привлекли внимание М. Мендельсона, а затем Гете, Шиллера, Гумбольдта, Фихте и Канта, который счел М. одним из немногих уразумевших суть его идей. Считал иудаизм в догматическом плане более чистым, чем христианство, однако выступил против мистицизма Каббалы, дал критический анализ идеям и практике хасидизма. М. был сторонником философии Маймонида (см. МАЙМОНИД), что и послужило поводом для изменения фамилии. Написал комментарий к его работе «Наставник заблудших», дав ей рационалистическую интерпретацию. Через Маймонида М. пришел к аристотелизму, результатом чего стала его работа «Категории Аристотеля»; М. признавал и влияние на себя философии Спинозы, под воздействием которого была предпринята попытка создания чистой аналитической системы. Начало следующего этапа творчества М. датируется 1780, когда он увлекся философией Канта, написав замечания к «Критике чистого разума». Позже (1790) им написана фундаментальная работа «Опыт трансцендентальной философии». Сознание по собственным законам создает свой собственный предмет, придавая ему тем самым реальность, всеобщий и необходимый характер. Познание есть познание процесса возникновения предмета. Категории логики — условия существования предметов возможного опыта. «Вещь в себе» характеризовал как проявление метафизического догматизма, отрицая возможность чего-либо вне творящей работы сознания. М. пытался провести принцип монизма в своей философии. Стремился реализовать ряд издательских и просветительских проектов, ориентированных на еврейское население Речи Посполитой, но не нашел должной поддержки своим начинаниям. Перу М. принадлежат также работы «О тропах», «О значении Бэкона Веруламского и Канта для новейшей философии», «О мировой душе», «Опыт новой логики или теория мышления», «Очерки по истории философии» и др. Историки философии считают, что М. подготовил то понимание Канта, которое развили неокантианцы (особенно Коген).

Новая философская энциклопедия:

МАЙMОH (Maimon) Соломон – настоящая фамилия Хейман (Heiman) (1753 или 1754, Нисвши – 22 ноября 1800, Нидер-Сигередорф, Германия) – немецкий философ, последователь и ученик Маймонида, в честь которого он изменил свою фамилию. Критика им философии Канта послужила импульсом для развития немецкого идеализма. Не приемля кантовской «вещи-в-себе», которую он называл Unding – ничто, он связывал сознание с деятельностью, создающей единство из многообразия чувственно данных и тем самым конструирующей свои объекты. Категории – условие существования всех предметов возможного опыта. Основой познания является принцип определяемости, который заключается в том, что любой субъект может стать предметом сознания, а любой предикат может стать предметом сознания не сам по себе, а только в соединении с субъектом. Категории – формы этого двоякого принципа определяемости. Идеи разума обусловлены продуктивной способностью воображения. Поэтому антиномии, выявленные Кантом, проистекают из несоответствия разума и продуктивной способности воображения. Идеи, даже религиозные, обладают субъективной значимостью. Маймон во многом предвосхитил критику Канта, развернутую И.Г.Фихте, Шеллингом и Гегелем.
Сочинения:
1. Versuch ber Transcendentalphilosophie. В., 1790;
2. Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens. В., 1794;
3. Kritische Untersuchungen ber den menschlichen Geist. Lpz., 1797;
4. Lebensgeschichte, Bd. 1–2. В., 1911.
Литература:
1. Яковенко Б. Философские концепции С.Маймона. – «Вопросы философии и психологии», 1912, кн.4(114), кн. 5(115).
А.П.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Соломон, 1753-1800) — критик Канта, еврей из Несвижа, изучивший в Берлине философию под руководством Моисея Мендельсона. Свое критическое отношение к философии Канта он изложил в соч. "Versuch ber die Transcendentalphilosophie, nebst einem Anhang ber die symbolische Erkenntniss"; издал еще часть философского словаря (1791), полемику с Рейнгольдом (1793), "Ueber die Progresse der Phil." (1793), "Die Kategorien des Aristoteles" (1794), "Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens" (1794) и "Kritische Untersuchungen ber den menschlichen Geist oder das hhere Erkenutniss— und Willensvermgen" (1797). В своих возражениях против Канта, которые высоко ценили Фихте и Шеллинг, а сперва и сам Кант, М. указывает на действительно слабейшие пункты критического идеализма, в особенности на применение категории причинности к "вещам в себе". Самые эти "вещи" он признает за фикцию, ни на чем не основанную. Теоретическую достоверность М. приписывает исключительно математике, скептически относясь к "опыту" в смысле научного познания. Кантовские "идеи разума" М. считает произведениями вообразительной способности (Einbildungskraft) и в "антиномиях" видит не противоречие разума с самим собою, а борьбу разума с воображением. Как высший принцип практической философии, он выставляет приятное чувство собственного достоинства. Автобиография М., представляющая интерес для бытовой истории русско-польских евреев, частью переведена на русский яз. в "Еврейской библиотеке" (т. I-II, СПб., 1871-72).
Вл. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru