Определение слова «мах»

Толковый словарь Ефремовой:

мах
I м.
1. Одно быстрое движение в воздухе крыльями, рукой, руками или чем-либо, находящимся в руках; взмах.
|| Энергичное движение в воздухе ногами (обычно при гимнастических, акробатических упражнениях).
|| Один оборот, взмах (лопасти машины, крыла мельницы и т.п.).
2. Шаг животного — обычно лошади — при беге.
3. Энергичное, резкое, быстрое движение кого-либо или чего-либо.
II предик. разг.
Обозначение быстрого, размашистого движения как действия.
III межд. разг.
Употребляется при обозначении, при передаче быстрого, размашистого движения.

Толковый словарь Ушакова:

МАХ, маха (маху), мн. нет, ·муж. (·разг. ). Один оборот (колеса у машины, мельничного крыла и т.п.), один взмах.
• Дать маху (·разг.)ошибиться, сделать промах, ошибку. Одним (или единым) махом или с одного маху (·прост.) — то же, что одним или единым духом (см. дух). С маху (или ·редк. смаху) (·разг.)вдруг, порывисто, неосторожно.

Толковый словарь Даля:

МАХ, см. махать.

Также см. махать

Толковый словарь Кузнецова:

1. МАХ, -а (-у); м.
1. Одно быстрое движение в воздухе; взмах. Мах птичьего крыла. Мах косой.
2. Спорт. Быстрое гимнастическое движение: подъём, взмах прямой ногой или рукой в какую-л. сторону (ногами, руками). Делать махи: вперёд — раз, опустили ногу — два.
3. Оборот. М. колеса.
4. Шаг животного при беге (о лошади). Тяжёлый мах жеребца. Идти широким махом. Во весь мах (быстро).
Дать маху. Сделать промах, ошибку; ошибиться.
Одним махом; с одного (единого) маха, в зн. нареч. В один приём. С маху, в зн. нареч. Разг. Быстро, не раздумывая. С маху отвечать на все вопросы. С маху решить задачу. Со всего маху, в зн. нареч. Размахнувшись изо всей силы. Маховой; Машистый (см.).
2. МАХ, в функц. сказ. Разг. Обозначает быстрое движение чем-л., чьё-л. перемещение в один приём. Тетерев м. крылами, и полетел. Дрессировщик м. кнутом. Девочка м., и перепрыгнула яму.

Словарь мер и весов:

Единица скорости, применяемая в аэродинамике.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Мах, -а: число Маха, угол Маха

Толковый словарь Ожегова:

МАХ, а (у), м.
1. Один оборот, один взмах. м. колеса. М. крыла.
2. Размах ног животного при беге. Широкий м. Во весь м. (во весь опор).
3. В спорте: одно движение ногой, рукой или корпусом вперёд, назад или в сторону. м. вперёд.
• Маху дать (разг.) ошибиться, допустить оплошность, промах.
Одним (единым) махом или с одного маху (разг.) сразу, в один приём.
С маху (разг.) 1) изо всей силы, наотмашь. Ударить с маху (и со всего маху); 2) вдруг, не раздумывая. Решать с маху.
Одним махом семерых побивахом (шутл.) легко и быстро разделаться со многими.

Новейший философский словарь:

МАХ (Mach) Эрнст (1838-1916) — австрийский физик и философ. Один из создателей эмпириокритицизма. Окончил Венский университет (1860), С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864-1867). Профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (1867-1895). Профессор философии Венского университета (1895-1901). Автор книг «Принцип сохранения работы, история и корень его» (1871), «Механика. Ис-торико-критический очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношений физического к психическому» (1886), «Познание и заблуждение» (1905), «Культура и механика» (1915) и др. Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. Открыл и изучил акустические волновые процессы, впоследствии названные ударной волной и др. Установил основную характеристику течения газа (»М. число») и др. закономерности, получившие наименования «М. конус», «угол М.», «линия М.» и др. Стремился интерпретировать базисные законы и понятия механики вне их зависимости от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета и ее вращения. Разработал релятивистское понимание пространства, времени, движения, силы и др. Впервые предпринял попытку построения механики, исходя из того, что движение тел может быть определено только по отношению к другим телам. Сформулировал «принцип М.», установивший связь инерциальных свойств тел с бесконечно удаленными большими массами Вселенной. Оказал влияние на создание общей теории относительности А. Эйнштейна. Исследовал процессы слуха и зрения, механизм действия вестибулярного аппарата. Открыл оптические явления, впоследствии названные «кольцами» (»полосами») М. Создал работы по истории механики. Как физик и философ утверждал относительность научного знания и выступал против атомистического учения. В области философии осуществил ряд актуальных исследований, связанных, главным образом, с проблемами познания, опыта, истины, заблуждения, отношения физического и психического, природы и анализа ощущений и др. Как один из основоположников философии эмпириокритицизма (»махизма», «второго позитивизма») оказал большое влияние на развитие позитивистской традиции и формирование неопозитивизма.

Новая философская энциклопедия:

MAX (Mach) Эрнст (18 февраля 1838, Турас, Австро-Венгрия – 19 февраля 1916, Хар, близ Мюнхена) – австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). Профессор физики и математики университетов в Граце, Праге, Вене. Физические исследования Маха посвящены проблемам экспериментальной и теоретической механики, акустики и оптики. Отказавшись от представлений об абсолютном пространстве, времени и движении классической механики, предпринял попытку построить эту науку на основе постулата, согласно которому движения тел могут быть определены лишь относительно других тел («принцип относительности Маха»). Этот постулат сыграл важную роль в становлении теории относительности А.Эйнштейна. Мах интересовался вопросами физиологии слуха и зрения, а также механизмами вестибулярного аппарата, что было во многом связано с его философскими интересами – попытками разработать теорию познавательного процесса на основе достижений физиологии органов чувств и психологии. В соответствии со своими позитивистскими установками Мах считал, что совокупность его представлений о познавательном процессе может быть охарактеризована не как философская концепция, а скорее как результат специализированных научно-методических исследований научной деятельности, которые призваны, сделать научные исследования более эффективными. Размежевание «позитивной» науки от философии (которая, по его мнению, по природе своей наукой не является и представляет собою совокупность искусственных систем и способов рассуждения, не представляющих научной ценности) и «очищение» научного мышления от «метафизических» (т.е. философских и тем самым ненаучных) предпосылок и включений Мах считал важнейшим условием прогресса подлинного знания.
Мах считал, что, в конечном счете, процесс познания начинается с ощущений, и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к «чувственному опыту». Никаких «скачков» в познавательном процессе быть не должно (это запрещено «законом экономии мышления», который связан с «принципом непрерывности опыта», провозглашенным еще «первым позитивизмом»). Поэтому понятие следует трактовать как «общее представление», и принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует. Понимание механизмов познания может быть достигнуто прежде всего обращением к самоочевидному содержанию и развитию собственного опыта, а также путем исследования реальной познавательной деятельности других людей. Материал для таких исследований поставляет биология, история науки и психология (в частности, изучение развития детской психики).
Познавательный опыт, согласно Маху, составляет лишь часть целостного жизненного опыта. На первоначальном уровне формирования опыта единство опыта очевидно: здесь еще нет четкого различения «внутреннего» и «внешнего», «субъекта» и «объективного мира» (об этом свидетельствуют как данные детской психологии, так и «критический анализ опыта», в ходе которого осуществляется редукция его «вторичных» образований к чувственной первооснове). Разделение «нейтрального» изначального опыта на «субъективное» и «объективное» возникает как вторичный эффект в процессе развития жизненного опыта. Оно практически полезно; но онтологическое противопоставление субъекта и объекта, превращение их в две самостоятельных реальности, «мир внешний» и «мир внутренний», является «метафизической» ошибкой. Следствием такой ошибки Мах считал, в частности, атомистическую концепцию в физике, поскольку она признает в качестве подлинной реальности такие «сущности», которые не могут быть редуцируемы к ощущениям. Поэтому, по мнению Маха, «атом» (как и кантовская «вещь-в-себе») – «мнимое понятие». Развитие познания, как и всего жизненного опыта, кумулятивно и вместе с тем предпосылочно («апперцептивно» и «ретенционно»). Иначе говоря, любое знание исторично: новое «наслаивается» на прежнее, но при этом его характер во многом определяется предыдущими этапами. Убедительным примером является история понятий механики. Любое знание и всякое понятие, т.о., есть синтез: сознание «склеивает» моменты опыта, присоединяя последующее к предыдущему. В результате поток опыта преобразуется в совокупность предметов, которые суть «комплексы ощущений». Простейшийважнейший) вид синтеза – приписывание комплексу ощущений имени. Имя – удобный («экономичный») «акустический признак» предмета; благодаря ему предмет сохраняется в памяти. Хотя в дальнейшем к комплексу ощущений присоединяются другие признаки, имя предмета остается неизменным, и потому в знании имя оказывается «ядром» предметного единства. Однако «изначальный» мир при этом сразу и «бессубъектен», и «беспредметен», и «непонятен». О нем в принципе не может быть «воспоминания», поскольку продвижение к истокам, последовательное снятие следов синтеза, заканчивается там, где начинается первый шаг синтеза. Здесь исчезают и Я, и «мир», растворяясь в «потоке опыта». Концепция Маха получила название «махизм» и стала ядром «физического идеализма». См. также ст. Эмпириокритицизм [ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ]и Р.Авенариус.
Сочинения:
1. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;
2. Популярно-научные очерки. СПб., 1909;
3. Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1908;
4. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909;
5. Механика. Историко-критический опыт ее развития. СПб., 1909.
А.Ф.Зотов

Научно-технический словарь:

MAX (Mach) Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ. Интересуясь физиологией и психологией чувств, Мах считал, что физические явления должны объясняться только данными, полученными чувствами. Исследовал быстрые потоки воздуха, и число МАХА получило название в его честь.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

взмах
движение
единица
оборот
размах
рысь

Грамматический словарь Зализняка:

Мах, махи, маха, махов, маху, махам, мах, махи, махом, махами, махе, махах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Мельницы.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru