Определение слова «Лу»

Большая советская энциклопедия:

Древнекитайское государство эпохи Чжоу (11—3 в. до н. э.), родина Конфуция (См. Конфуций). Территория Л. (часть современной провинции Шаньдун) после чжоуского завоевания (1027 до н. э.) была выделена в качестве удела Бо Циню, сыну регента — правителя чжоусцев Чжоу Гуна. Возникшее на основе этого удела государство было одним из наиболее развитых; оно играло видную роль в истории и культуре Древнего Китая. С 6—5 вв. до н. э. Л. стало приходить в упадок. Уничтожено в 3 в. до н. э., в период объединения Древнего Китая под властью династии Цинь.

Советская историческая энциклопедия:

Др.-кит. гос-во эпохи Чжоу (1027-249 до н. э.), родина Конфуция. Терр. Л. (совр. пров. Шаньдун) после чжоуского завоевания (1027 до н. э.) была выделена в качестве удела Во Циню, сыну регента-правителя чжоусцев Чжоу Гуна. Возникшее на базе этого удела гос-во было одним из наиболее развитых и могучих; оно играло видную роль в истории и культуре Др. Китая. В этом гос-ве была составлена (по преданию, самим Конфуцием) известная хроника "Чуньцю", к-рая (вместе с комментарием к ней — Цзочжуань) сквозь призму событий в Л. описывает всю историю чжоуского Китая в 8-5 вв. до н. э. и является важнейшим источником.
=====
С 6-5 вв. до н. э. Л. стало приходить в упадок. Теснимое более сильными соседями, оно сокращалось в размерах и теряло независимость. Формально оно вместе с многими другими гос-вами было уничтожено в 3 в. до н. э., когда на смену раздробленному чжоускому Китаю пришла (в 221 до н. э.) империя Цинь.
=====
Л. С. Васильев. Москва.

Мифологическая энциклопедия:

I (luu, от кит. лун через древнеуйгурск. luu)
в мифологии монгольских народов дракон, владыка водной стихии и громовержец (ср. ХУХЕДЕЙ-МЕРГЕН). Гром — это рев (скрежет зубов) Л., а молния возникает тогда, когда он быстро свивает и распрямляет свой хвост. Эти представления о громовнике соответствуют восприятию монголами грозы, описанному Рашид-аддином (14 в.): молнию вызывает якобы подобное дракону животное, падающее с неба, бьющее по земле хвостом и извергающее из пасти пламя. Громовержец Л. причисляется к небесным богам — тенгри (Лу-тенгри). Иногда Л. выступает локальным и хтоническим духом; чаще, однако, в этой роли фигурирует л у с (производная форма от слова «Л.», первоначально множественное число от лу), но четкое разграничение между этими двумя персонажами отсутствует (в некоторых традициях, в частности в южномонгольских, лус означает лишь «множество Л.»). Лусы (лусут или лусат, лусын, лусан, лосон), как правило, — духи-хозяева прежде всего водоемов, но также и гор, урочищ и других местностей. Представления о связи между Л. и лусом (лусут) и первичности Л. отразились в монгольском предании, согласно которому первый лусут Лу-ван Луин Джалбо (от тибет. kLu dBang kLu-ji rGyal-po, перевод санскр. Нагешвара-раджа, «государь — владыка змей») вылупился из змеиного яйца в виде Л. (дракона), но оставаться им не пожелал и был сделан богами управляющим всеми водами на земле и ханом 77 царств лусутов (число 77 символизирует множественность земных духов, земных слоев и областей, в отличие от числа 99, соответственно относящегося к небесной мифологии), которые, родившись от него, заселили все озера, ручьи, колодцы и другие водоемы.Согласно поздним версиям, Л. — лишь ездовые животные громовержца, который ездит на них летом, а зимой отдает их на хранение лусам; здесь нашел отражение стойкий мифологический мотив: дракон, воплощающий грозу и дождь, зимой спит либо под землей, либо на дне водоемов. Связь между грозой, водоемом, нижним миром прослеживается и в калмыцкой сказке: громовержец Лун-хан, относимый в ней к окружению властелина подземного царства Эрлика, поднимается верхом на черной туче из озера, которое при грозе высыхает. У ойратов северо-западной Монголии (дербетов) Лун-ханом называется дух — хозяин местности вокруг Улан-гома.Лусы бывают мужского и женского пола (бурят, лусут эхенер, «женщина-лусут», т. е. русалка), подобно людям, родятся, женятся, болеют, стареют, умирают. Лусы сказочно богаты. Обычно Л. не показываются человеку. Считалось, что лусы — это духи, принявшие буддизм, но «черные свирепые» лусы (докшин хара лусут) — духи, «не имеющие веры» (ср. ДОКШИТЫ}. По представлениям калмыков, «черные лусы» — это вообще силы, или духи природы.В бурятской мифологии лусы связаны исключительно с водоемами. По поверьям западных бурят, владыкой водяных ханов (духов-хозяев — ухан хан, ухан хат) является Уха лусан (Уха лосон. Уха лубсан), седобородый старец в белых одеждах, живущий на дне моря в серебряном дворце (ср. кит. Лун-ван).Иногда лусы выступают как явно хтонические духи: они наделяются эпитетом «нижние», подчеркивается их змееподобие. В южномонгольском шаманском призывании лусы (или их царства) связываются со слоями земли, с царством Эрлика. В монгольском эпосе лусы часто фигурируют как обитатели и хозяева нижнего (подземного, подводного) мира; по большей части они не враждебны герою, являются родственниками его матери или невесты (ср. ойрат-калмыцкое генеалогическое предание о Чоросе). Встречается и трансформированный образ луса: хтоническое чудовище, олицетворяющее хаос, источающее яд, грозящее гибелью и разрушениями; обитает в недрах земли или мирового океана (ср. АВРАГА МОГОЙ). В одном из мифов Очирвани, приняв облик птицы Гаруды, вытаскивает змея Лосуна из океана, трижды оборачивает его вокруг мировой горы Сумеру, а голову придавливает к вершине камнем, оставив хвост в воде.На образы Л. и луса оказали влияние представления о лу в тибетской мифологии. Так, по некоторым южномонгольским вариантам, самый главный Л. — золотой (алтан лу; ср. бурятское поверье о царе змей по имени Алтан толь, «золотое зеркало»), за ним следует голубой Л. и белый Л. В южномонгольском шаманском призывании голубым Л. противопоставлены «черные свирепые» Л. (или лусы?). Многие особенности Л. объясняются установившимся в централь-ноазиатском буддизме прямым соответствием между Л. и ногами, отчего «государь лу» (лу-хан, лун-хан, а также лусын-хан и лусут-хан) иногда адекватен буддийскому Нагарадже («царю змей»), обитающему, согласно ламаистской космологии, в мировом океане и, как его владыка, выступающему в качестве мирового змея.Лит.: Потанин Г. Н., Очерки северо-западной Монголии, в. 4, СПБ. 1883, с. 228; Веннигсен А. П., Легенды и сказки Центральной Азии, СПБ. 1912, с. 9; Ванзаров Д., Собр. соч., М., 1955, с. 63-64, 266; Михайлов Г. И., Луу и лус в произведениях героического эпоса монгольских народов, в кн.: Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР, [т.] 63 — Литературоведение, фольклористика и изучение памятников, М., 1963, с. 75-79. С. Ю. Неклюдов.
II (тибет. klu, «те, кто плавают в воде и ползают по земле»)
в тибетской мифологии разряд божеств. Л. вылупились из шести яиц, отложенных золотой космической черепахой. Представляются существами с телом змеи и головами рыб, лягушек, головастиков, змей, скорпионов и др. Обитают в прудах, озерах, источниках, местах слияний рек, ручьев, на горных пастбищах. Л. ведают погодой, насылают засуху, проливные дожди, мороз, охраняют полезные ископаемые; насылают болезни на людей и животных.В мифах выделяются восемь лумо (жен. род) во главе с «черной якшей, матерью Лумо»; восемь владык Л., хранителей драгоценных камней и металлов; восемь Л., спутников бога богатства Вайшраваны. По внешнему виду различаются пять Л. Это — белые лошадиномордые, желтые гусиноголовые, красные мышеголовые, голубые с головой ящериц, черные быкоголовые. Известен также черный Лудуд (муж, род), вылупившийся из черного космического яйца; он меняет ездовых животных по сезону: зимой у него черный бык, весной скорпион, летом черная змея (осенью божество живет на альпийских лугах).В мифологии бон появляется богиня Лумо, упорядочивающая вселенную: из ее головы возникает небо, из правого глаза — луна, из левого — солнце, из верхних зубовпланеты; когда богиня закрывает глаза, приходит ночь, когда открывает, настает день; из голоса Лумо рождается гром, из дыхания — облака, из слез — дождь, из ноздрей — ветер, из вен — реки, из телаземля и т. д.В Тибете во время засухи в монастырях носили по полям как тома буддийского канона, так и бонские книги Лубум. Л. призывались во время магических церемоний с целью наслать на врага проказу, чахотку, чесотку, а на скот врага — сап, ящур. По цвету облаков, их форме и движению прорицатели определяли, какие обряды в честь Л. следует совершать.Л. восприняты в монгольской мифологии (ср. ЭДЗЕНЫ).В буддизме Л. контаминировали с индийскими ногами. е. д. Огнева.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru