Определение слова «ЛАСК»

Большой энциклопедический словарь:

ЛАСК (Lask) Эмиль (1875-1915) — немецкий философ, представитель. неокантианства. Учение об объективном идеальном бытии связывал с теорией ценностей.

Большая советская энциклопедия:

(Lask)
Эмиль (25.9.1875, Вадовице, Краковское воеводство, — 26.5.1915, Галиция), немецкий философ, представитель неокантианства (См. Неокантианство). Ученик В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Профессор университета в Гейдельберге (с 1910). Отбрасывая кантовское понятие «вещи в себе», Л. стремился сохранить понятие объективного идеального бытия как трансцендентной логической структуры, находящейся в сознании, но существующей независимо от него и постигаемой интуитивным путём. Учение об идеальном бытии Л. связывал с теорией ценности, истолковываемой им в духе феноменологии (См. Феноменология) Э. Гуссерля (См. Гуссерль). Философия определяется Л. как учение о ценностях, поскольку, по Л., в сфере идеального бытия всё имеет интенциональный характер и может быть сведено к понятию ценности.
Соч.: Die Logik der Philosophie und die Kategorienlehre, Tbingen, 1911; Die Lehre vom Urteil, Tbingen, 1912; Gesammelte Schriften, Bd 1—3, Tbingen, 1923—24.
Лит.: Herrigel E., E. Lasks Wertsystem, «Logos», 1923—24, Bd 12.
Т. И. Ойзерман.

Новая философская энциклопедия:

ЛАСК (Lask) Эмиль (25 сентября 1875, Вадовице, Австрия – 26 мая 1915, Галиция) – немецкий философ, представитель неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО]. Во Фрайбурге изучал юриспруденцию и у Риккерта [РИККЕРТ]философию. В 1902 защищает диссертацию «Идеализм Фихте и история». В Гейдельберге габилитируется под руководством Виндельбанда [ВИНДЕЛЬБАНД](«Гегель и мировоззрение Просвещения»). Профессор в Гейдельберге, преемник К.Фишера. Развивает «логику философии», которая должна стать основой научного мировоззрения. Ключевая идея Ласка, являющаяся его новацией в неокантианстве, – теория об изначальном отношении (Urverhltnis) между материей и категориальной формой; эта идея сущностной «иррациональности» материи, данной мышлению, близка философии жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ]. Свою концепцию взаимоотношения формы и материи Ласк строил, основываясь на теории «категориального созерцания» из 2-го т. «Логических исследований» Гуссерля. Чисто логическая дедукция категорий в духе Канта [КАНТ]невозможна: начало категорий находится в а-логическом. Категории Аристотеля не составляют, по Ласку, всей тотальности категорий, но образуют только особый их класс – класс реальных категорий. Чтобы стать объектами знания, категории должны иметь некие метакатегории, но такие «категории категорий» («формы форм») требуют некоего до-теоретического момента, предшествующего категориальному познанию мира. В этот до-теоретический момент изначальные формы предстают в качестве просто данных, становятся достоянием непосредственного опыта, переживаются, прежде чем оказываются познанными. Формы нуждаются в наполнении (erfllungsbedrftig), если они не могут быть отделены от своего материала, «нуждаются» в нем, то сущность формы можно определить как «указывание-на-» (Hinweisen), «бытие-значимым-для-» (Hingelten) – для своей материи. Т.о., категории являются не чем иным, как отношением, «направленностью-на-» (Ласк предлагает здесь оригинальную интерпретацию проблемы интенциональности [ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ]). В этом смысле область первичных форм (категорий или логического) есть совокупность направленных отношений, проливающих свет на свое множественное «нечто» (мотивы платонизма [ПЛАТОНИЗМ]и неоплатонизма [НЕОПЛАТОНИЗМ]). Равным образом ценность характеризуется «значимостью-к» (Hingeltungauf): ценность не есть, но «ценноствует» (ср. «значимость не есть, но значит» Риккерта), так что значение (Bedeutung) не есть нечто отдельное от его «исполнения» (Гуссерль), а представляет собой плод единства формы и материи. Поскольку мы «уже» живем во всеохватывающих формах, в категориях, в которых и посредством которых мы знаем вещи, то становится возможным говорить о самой этой «жизни-в-категориях» (ср. «бытие-в-мире»Хайдеггера).
Сочинения:
1. Die Logik der Philosophie und die Kategorienlehre. Tb., 1911;
2. Die Lehre vom Urteil. Tb., 1912;
3. Gesammelte Schriften, Bd. 1–3. Tb., 1923–24.
И.А.Михайлов

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Lask) — уездн. г. Петроковской губ., на рч. Грабовке (прит. Варты). 5557 жит. Фабрики суконные и шерстепрядильные, кожевенный завод с общим оборотом свыше 1 млн. руб. Л. был некогда лен. городом фамилии Ласких. Из них Ян Лаский, архиепископ гнезненский (см.), привез из Иерусалима много земли и велел ее рассыпать по кладбищу; с тех пор многие вельможи завещали хоронить их на этом кладбище. Казнохранилище костела богато редкостями.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru