Определение слова «ТРУБЕЦКОЙ»

Большой энциклопедический словарь:

ТРУБЕЦКОЙ (наст. фам. Нольден) Юрий Павлович (1902-74) — русский писатель. В 30-е гг. подвергался репрессиям (отбывал заключение в лагере). С сер. 40-х жил в Германии. Сборники стихов: "Петербургские строфы" (1946) — "Двойник" (1954) — "Терновник" (1962). Роман "Нищий принц" (1951-54) — повесть "Смута" (1964-68).

Советская историческая энциклопедия:

1.
Алексей Никитич (ум. 1680) — рус. политич., воен. деятель и дипломат сер. 17 в., князь, боярин (с 1645). Возвышение Т. связано с царствованием Алексея Михайловича. В 1646-62 возглавлял приказы Сибирский и Казанского дворца, а с 1661 и Полковых дел. В авг.-сент. 1647 участвовал в переговорах с польск. и швед. посольствами, в марте 1654- с посольством Б. Хмельницкого об условиях вхождения Украины в состав Рус. гос-ва. В русско-польской войне 1654-67 возглавлял в 1654-55 юж. группировку рус. войск, а в 1656 (в период русско-швед. войны) — армию, взявшую Юрьев (Дерпт, совр. Тарту). В 1659 — нач. 1660 руководил войском, действовавшим на Украине. Т. принял активное участие в подавлении Московского восстания 1662 и в следствии над его участниками. В 1647-48 владения Т. находились в 8 уездах, ему принадлежало 1104 крест. и бобыльских дворов. В 1660 ему был пожалован город Трубчевск с уездом и титул "державца Трубчевского". В 1672 был крестным отцом Петра I, к-рому и отдал при крестинах Трубчевск с уделом.
=====
Лит.: Сказание о роде князей Трубецких, М.,1891.
=====
В. Д. Назаров. Москва.
2.
Дмитрий Тимофеевич (ум. 24.VI.1625) — рус. политич. и воен. деятель нач. 17 в., князь, боярин. Впервые упомянут в дек. 1608, когда после боя на Ходынке "отъехал" в Тушинский лагерь. Получил от Лжедмитрия II сан боярина. После убийства Лжедмитрия II возглавил в Калуге отряды юж. провинц. дворянства и казаков. В февр. 1611 вступил в переговоры с П. Ляпуновым об организации Первого ополчения и стал одним из его руководителей. После раскола ополчения (июнь 1611) остался вместе с И. М. Заруцким под Москвой во главе т. н. подмосковных таборов, к-рые блокировали польск. гарнизон. Во время приближения передовых отрядов Второго ополчения к Москве Т. со своими отрядами оставался под Москвой, а И. М. Заруцкий ушел на юг. В битве с Ходкевичем (авг. 1612) войска Т. приняли участие помимо его желания. В кон. сентября произошло слияние войск Второго ополчения и отрядов Т., к-рый совместно с кн. Д. М. Пожарским практически возглавил временное русское правительство. На Земском соборе 1613 имя Т. называлось в качестве одного из претендентов на русский престол. После 1613 активной политической роли не играл.
=====
Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Моск. гос-ве XVI — XVII вв., М., 1937; Любомиров П. Г., Очерк истории Нижегородского ополчения 1611-1613 гг., М., 1939; Долинин Н. П., Подмоск. полки (казацкие "таборы") в нац.-освободит. движении 1611-1612 гг., X., 1958.
=====
В. Д. Назаров. Москва.
3.
Никита Юрьевич (26.V.1699 — 16.X.1767) — рус. гос. и воен. деятель, князь, ген.-фельдмаршал (1756). В 1715-17 обучался заграницей. С 1719 — на придворной службе и в гвардии. В 1730 — один из активных участников борьбы против верховников (см. Верховный тайный совет) в поддержку имп. Анны Ивановны. В 1740-60 — ген.-прокурор Сената. Возглавлял следствие и суд над А. И. Остерманом (1741), А. П. Бестужевым-Рюминым (1758) и др. С 1760 — сенатор и президент Военной коллегии; с 1763 в отставке. Опытный делец и политикан, Т. удерживался на высших постах в эпоху дворцовых переворотов, меняя взгляды применительно к господствующей группировке.
=====
Соч.: Журнал собственный кн. Н. Т(рубецкого) по возвращении в 1717 г. из Нем. земли, публ. Дурова Н. Л., "PC", 1870, No 1.
=====
Лит.: Веретенников В. И., Очерки истории ген.-прокуратуры в России до Екатерининского времени, Х., 1915; Сб. биографий кавалергардов, т. 1, СПБ, 1901.
4.
Сергей Петрович (29.VIII.1790 — 22.XI.1860) — декабрист, князь, гвард. полковник. С 1808 служил в лейб-гвардии Семеновском полку. Участвовал в Отечеств. войне 1812 и заграничных походах 1813-14. По возвращении в Россию был в числе основателей первых тайных об-в декабристов — "Союза спасения" (1816) и "Союза благоденствия" (1818). Являясь одним из организаторов и руководителей Северного общества декабристов, проявлял политич. умеренность и осторожность. Был сторонником введения в России конституц. монархии и освобождения крестьян с небольшими зем. наделами. В переговорах с Южным обществом декабристов под давлением группы К. Ф. Рылеева дал от имени Сев. об-ва согласие на совместное выступление в 1826. Накануне восстания 14 дек. 1825 Т. был избран диктатором выступления и составил план действия, рассчитанный на переговоры с пр-вом. Но на Сенатскую площадь не явился, считая выступление неподготовленным. Приговорен к смертной казни, замененной каторгой, к-рую отбывал в Забайкалье. С 1839 — на поселении близ Иркутска. В 1856 амнистирован. Умер в Москве. Оставил "Записки" (СПБ, 1906), в к-рых пытался оправдать свои действия в тайном об-ве.
=====
Лит.: Восстание декабристов. Материалы, т. 1,8, М.-Л., 1925; Лавров Н. Ф., "Диктатор 14 декабря", в кн.: Бунт декабристов, Л., 1926; Дружинин Н., С. П. Трубецкой как мемуарист, в кн.: Декабристы и их время, т. 2, М., 1932; Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955; Чернов С. Н., У истоков рус. освободит. движения, Саратов, 1960.
=====
Л. А. Сокольский. Москва.

Новейший философский словарь:

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) — русский религиозный философ, правовед, общественный деятель. Окончил Московский университет (1885). Преподавал в ряде университетов, профессор Московского университета (с 1906). Инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910-1917). Основные сочинения: «Философия Ницше» (1904); «История философии права» (1907); «Социальная утопия Платона» (1908); «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» (тт. 1-2, 1913); «Умозрение в красках» (1915); «Два мира в древнерусской иконописи» (1916); «Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917); «Смысл жизни» (1918) и др. Князь Т. активно участвовал с либеральных и антимаксималистских позиций в политической жизни страны, рассматривая свою деятельность в качестве нравственного долга. Преодолев юношеское увлечение позитивизмом и атеизмом, Т. (под влиянием идей Шопенгауэра) приходит к религиозной теме и, в конечном счете, становится сторонником философии всеединства Соловьева, с которым его связывали отношения близкой дружбы и миросозерцанию которого он посвятил фундаментальное исследование. Идеи Соловьева уточнялись Т. в контексте особенностей новой исторической эпохи. Не принимая ни панлогизма (Гегель), ни субъективистского алогизма (Бердяев, частично Флоренский), Т. стремился строить свою философию (называя ее логизмом) как доказательство сугубой разумности безусловного бытия. Центральной для Т. была тема неизменного и вечного смысла жизни. Онтологические основания решения проблемы выявляются Т. в концепции абсолютного сознания, продолжающей и уточняющей интуицию всеединства В. Соловьева. Исключение сознания из абсолютного бытия равнозначно его уничтожению. «Истина есть всеединое сознание, а не всеединое сущее», ибо Абсолют, не являясь сущностью всего в мире, объемлет мир не только сознательно, но и предвечно как всезнание, всеведение и всевидение, что делает возможной процессуальность бытия. Такая установка вызвала преимущественное внимание Т. к гносеологическим проблемам с целью нахождения средств разрешения антиномии вечного и временного в познании (и бытии). Критически оценивая кантианство, Т. считает, что нужно от гносеологизма психологической школы немецкого идеализма перейти к метафизическому оправданию познания, опирающегося на отмеченное выше понимание всеединого, что и позволит найти ответ на вопрос «как возможно сознание?». Материал познания весь во времени, но истина о нем в вечности и потому познание возможно как органическое единство мысли человеческой и абсолютной, когда искание истины есть попытка найти безусловное сознание (или откровение как сознание иного) в моем сознании; в единстве Истины человеческий ум должен обнаружить свое единство — истинную и подлинную норму разума, состояние которого не антиномизм (Флоренский), а противоречивость. Чем выше поднимается человек, переживая множество планов бытия и разрешая (с помощью вечно пребывающих в истине законов логики) противоречия, тем ярче светит ему единая и всецелая истина; торжество же всеединого смысла над бессмыслицей обнаруживаются при полном упразднении грани между потусторонним и посюсторонним, что удостоверяется верой. Основой различения истинного и ложного должен стать «Иоаннов критерий»: всякая мысль должна быть проверена сопоставлением на соответствии реальности боговоплощения с тем, чтобы Богочеловечество было началом логической связи всех наших мыслей о вере. При этом «в безусловном сознании надо искать не объяснение происхождения нашего сознания, а обоснование его достоверности». С помощью концепции абсолютного сознания Т. преодолевает присущую философии всеединства пантеистическую тенденцию. Бог является центром и смыслом эволюции, но не ее субъектом и закрыт от нас миром как сущим становящимся, что и открывается нам в опыте, который, при всей данности в нем безусловного, не выводит человека за пределы мира, вовлекая его, тем не менее, в силу законченности времени во всеедином сознании в жизненное общение с Богом. Эту связь Т. раскрывает через понятие Софии, которую, в отличие от Соловьева, он интерпретирует не как сущность мира, а как норму, идеальный первообраз, находящийся вне мира, и который человек волен принять или отвергнуть. Особенно ярко София воплощена в иконе — «умозрении в красках». Восхождение к абсолютному сознанию позволяет разрешить основное противоречие бытия человека, абсолютного в возможности и ничтожного в действительности. Осознание бессмысленности «бесконечного круга всеобщей суеты» предполагает существование «круга бесконечной полноты», о чем свидетельствует тоска по всеединству, совесть. Пересечение горизонтального и вертикального направлений жизненных стремлений символизируется крестом. Крестный путь к Богу и есть смысл жизни отдельного человека и человечества как достижение идеальной полноты бытия или совершенного Богочеловечества, надежды всей твари. Ряд работ Т. посвятил философскому анализу судьбы России, пси-холегии русского народа, духовных причин катастрофы 1917. Подвергая резкой критике идеи русского мессианства, Т. подчеркивает, что вместе с другими народами русский народ должен выполнять общее христианское дело на пути к всеединству. Желаемое народом «иное царство» имеет смысл лишь как категория духовная, а не вульгарно-материальная.
ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905) — русский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Окончил Московский университет. Приват-доцент по философии (1888). Экстраординарный профессор (1900). Один из редакторов журнала «Вопросы философии и психологии». Сыграл выдающуюся роль в русском либеральном движении. За месяц до смерти был избран ректором Московского университета. Основные сочинения: «О природе человеческого сознания» (1890), «Основания идеализма» (1896), «Учение о Логосе в его истории» (1900) и др. После кратковременного юношеского увлечения позитивизмом и атеизмом, Т. становится сторонником философии всеединства B.C. Соловьева, с которым его связывали отношения близкой и искренней дружбы. Влияние Соловьева было, однако, лишь вдохновляющим, ибо, принимая его идеи, Т. всегда обосновывал их по-своему, развиваясь в русле платонизма и славянофильства при значительном влиянии немецкой классической философии. Т. известен как глубокий историк философии, в частности, античной мысли, значение которой он видел в том, что она подготовила человечество к восприятию христианского идеала и в которой он искал исторические аналоги концепции всеединства. Свою философию Т. называет конкретным идеализмом, центральной проблемой которого является отношение познающего разума к сущему. Отдельные философские направления сводят сущее к какому-то одному из аспектов и потому односторонни. Тем не менее, каждое философское учение было, считает Т., необходимой исторической формой постижения универсальной истины. Полная истина состоит в определении сущего как абсолютного всеединства, в котором все стороны сущего находятся в необходимой соотносительной связи. Движение к полной истине сталкивается с массой противоречий, и потому философия есть умозрение о противоречиях. Выдвигая, как кардинальный для философии, вопрос об отношении рода к индивиду, Т. концентрирует внимание на проблеме соотношения индивидуального и родового сознания и разрабатывает оригинальное учение (»гипотезу») о соборном сознании. Факт познания всегда выводит нас за пределы нашей индивидуальности (например, слово как факт коллективного сознания), т.е. нет сознания абсолютно субъективного, мы во всех актах «держим внутри себя собор со всеми». Следовательно, «сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично — оно соборно». Т. логически приходит к признанию (в духе Плотина) вселенской сознающей организации (или универсального субъекта), осуществляющейся в природе и заключающей норму и начало отдельных сознаний. Исходя из этого, Т. развивает учение об универсальной чувствительности, формами которой являются пространство и время. «Безличное, родовое, инстинктивное сознание составляет базис человеческого сознания, его нижний слой». Эта социобиоло-гическая подоснова в единстве с «метафизическим социализмом» (единство природного многообразия) делает возможной достижение идеального результата развития соборного сознания — совершенного общества, осуществляемого в церковном богочеловеческом организме. Что касается универсального субъекта как критерия общезначимости познания (Т. отождествляет сознание и познание), то мыслитель отделяет его от Абсолюта или Бога, понимая под ним мировую душу (Софию), мир в своей психической основе. С помощью понятия мирового субъекта Т. стремится избежать пантеизма, хотя и непоследовательно, поскольку у него нигде не артикулирована идея творения. Учение о сознании выступает у Т. одновременно и как гносеология и как онтология. Принимая рационалистическую модель познания в духе гегельянского тождества мышления и бытия с включением начал трансцендентализма, Т. идет дальше, следуя методу критики отвлеченных концепций сущего: мы приближаемся к реальности не только в чувственности или мысли, но и через непосредственное усвоение сущего (веру). Три пути познания связываются в одно целое законом универсальной соотносительности: «отношение есть основная категория нашего сознания и основная категория сущего»; «все, что есть, существует в каком-либо отношении»; то, что безотносительно, «...не имеет никакого бытия». Отсюда логически вытекает понятие Абсолюта, которое сверхотносительно. И чем конкретнее мы познаем многообразную действительность, тем конкретнее будет наше представление об абсолютном. Ранняя смерть помешала Т. в полной мере развернуть свою философскую концепцию.

Словарь русских фамилий:

Князья Трубецкие получили свое «родовое прозвание» по находившемуся в их владении городу Трубецку, ныне Трубчевску, Брянской области. (Ф)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru