Определение слова «Квирин»

Большой энциклопедический словарь:

КВИРИН (лат. Quirinus) — в римской мифологии божество, первоначально сабинский бог, чье святилище находилось на холме Квиринале. После заключения Ромулом мира с сабинами вошел в римский пантеон. Под именем Квирина почитался обожествленный Ромул. Возможно, что в честь Квирина римские граждане именовали себя квириты.

Большая советская энциклопедия:

Квирин
В древнеримской мифологии первоначально бог войны (вероятно, сабинского происхождения), почитавшийся на Квиринальском холме (в Риме). Вытесненный впоследствии италийским богом Марсом, К. был отождествлен с Ромулом, легендарным основателем Рима.

Советская историческая энциклопедия:

(Quirinus, сабинск. — "копьеносный") — один из древнейших богов Италии. Культ К. был занесен в Рим сабинянами. К. фигурирует у Тита Ливия (VIII, 9, 6) в составе триады: Юпитер, Марс, Квирин.

Мифологическая энциклопедия:

(Quirinus)
в римской мифологии бог. Этимологию имени К. связывали либо с названием сабинского города Куры (Cures), либо с сабинским словом quiris («копье»). Первоначально К. был богом, почитавшимся сабинами на холме Квиринале (см. в ст. ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ), вошедшим в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царем сабинян Титом Тацием. Согласно исследованиям современных специалистов, в основе имени К. (как и в основе термина «курия») слово vir, «муж», «гражданин» (ср. co-viria, «собрание мужей»); К. — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» или просто «квириты». К. считался ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетворяет Марса мирного, Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм К. внутри городских стен (Serv. Verg. Aen. III 35; VI 859). Видимо, это представление соответствовало взаимосвязи народного ополчения и комиций. Впоследствии К. отождествлялся с Ромулом — учредителем важнейших институтов римской гражданской общины; на месте древних комиций была сооружена одна из величайших святынь Рима «гробница Ромула». Взаимообусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи К. с Янусом, храм которому под именем Януса-К. как богу, ведавшему войной и миром, посвятил царь Нума Помпилий (Serv. Verg. Aen. VII 610; Schol. Verg. Aen. VII 607), связь с Янусом, возможно, отражает взаимообусловленность земного (регулировавшегося К.) и космического порядка (регулировавшегося Янусом). Фламин К. наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов. Фламин К. участвовал в культе Робиго — божества, отвращавшего от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия (Ovid. Fast. IV 905; Aul. Gell. IV 6, 12), и в культе Акки Ларентии как благодетельницы римского народа (Aul. Gell. VI 7). В более позднее время культ К., оттесненный культом Юпитера и Марса, особой роли не играл. Лит.; Dumezil G., Jupiter, Магs, Quirinus, P., 1941; Вауet J., Histoire politique et psychologique de la religion romaine, 2 ed., P., 1969.
E. м. Штаерман.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Quirinus) — собственно сабинское прозвание бога Марса, как мечущего копья бога войны (от сабинского слова curis, копье), которого сабиняне считали отцом основателя древней столицы своей, Кур, подобно тому как римляне поклонялись Марсу, как отцу Ромула. Переселившись в Рим, сабиняне перенесли с собой из Кур культ и имя своего родового бога на Квиринальский холм. Впоследствии с К. стали отождествлять Ромула, сына Марса. К. было также прозвище бога Януса и императора Августа.
А. К. B.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru