Определение слова «курицын»

Толковый словарь Ефремовой:

курицын прил. разг.
1. Соотносящийся по знач. с сущ. курица, связанный с ним.
2. Принадлежащий курице.

Толковый словарь Ушакова:

КУ́РИЦЫН, курицына, курицыно (·разг. ). Принадлежащий курице.
Курицын сын (·прост.) — бранное выражение, ·эвф. вместо сукин сын.

Большая советская энциклопедия:

I
Курицын
Афанасий Федорович (умер не ранее 1540), русский государственный деятель и дипломат, сын Ф. В. Курицына. Дьяк с 1520, один из ближайших сподвижников Василия III Ивановича (См. Василий III Иванович). Неоднократно участвовал в дипломатических переговорах с Польско-Литовским государством и Казанским ханством, в 1525 и 1531 возглавлял посольства в Казань. В 1533 был в числе участников совещания у постели умирающего Василия III о составе регентского совета при малолетнем Иване IV. После 1538 — в опале, с 1540 в источниках не упоминается.
II
Курицын
Федор Васильевич (умер не ранее 1500), русский политический деятель. Думный посольский дьяк, оказывал большое влияние на внешнюю политику России при Иване III Васильевиче (См. Иван III Васильевич). В 1482 послан к венгерскому королю Матиашу Хуньяди для заключения союза против Польши, в 1494 — в Литву. Участвовал в переговорах в Москве с представителями иностранных государств. В 1485 создал в Москве кружок еретиков (см. Ереси в России). Выступал против монастырей и монашества как института, высказывал идеи о свободе воли человека (о «самовластии души»), толкуемой шире, чем это допускалось ортодоксальным богословием. Последнее упоминание о К. относится к 1500, когда в политике Ивана III по отношению к еретикам наметился поворот. Поддержка сменилась преследованиями, завершившимися разгромом московского кружка.
Лит.: Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI вв., М. — Л., 1960; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960.
В. И. Корецкий.

Толковый словарь Даля:

курицын
См. кур

Советская историческая энциклопедия:

1.
Афанасий Федорович (ум. не ранее 1540) — рус. гос. деятель и дипломат, сын Ф. В. Курицына. Дьяк с 1520, один из ближайших сподвижников Василия III. Неоднократно участвовал в дипломатич. переговорах с Польско-Литов. гос-вом и Казанским ханством, в 1524 и 1531 возглавлял посольства в Казань, возводя на ханский престол сначала Сафа-Гирея, а затем Яналея. С 1531 — разрядный дьяк. В 1533 К. был в числе участников совещания у постели умирающего Василия III о составе регентского совета при малолетнем Иване IV. В 1534 осуществлял проверку иммунитетных грамот. После 1538 — в опале, с 1540 не упоминается.
=====
Лит.: Лихачев Н. П., Разрядные дьяки XVI в., СПБ, 1888; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, (М.), 1961.
=====
В. Б. Кобрин. Москва.
2.
Федор Васильевич (ум. не ранее 1500) — рус. политич. деятель и глава моск. кружка еретиков. Был думным посольским дьяком и оказывал большое влияние на внеш. политику России при Иване III. В 1482 К. был послан к венг. королю Матвею Корвину для заключения союза против Польши, в 1494 — в Литву, принимал участие в переговорах в Москве с различными представителями иностр. гос-в. Вскоре после возвращения из Венгрии (1485) создал в Москве кружок еретиков (см. Ереси в России). К. выступал против монастырей и монашества как института, высказывал идеи о свободе воли человека (о "самовластии души"), толкуемой шире, чем это допускалось ортодоксальным богословием. Л. В. Черепнин и Я. С. Лурье относят к творчеству К. соч. политич. характера "Повесть о мутьянском воеводе Дракуле", А. И. Клибанов — грамматич. соч. "Написание о грамоте". Последнее упоминание о К. относится к 1500, когда в политике Ивана III по отношению к еретикам наметился поворот от их поддержки к преследованиям, позже приведший к разгрому моск. кружка.
=====
Лит.: Черепнин Л. В., Рус. феод. архивы, ч. 2, М., 1951; Базилевич К. В., Внеш. политика Рус. централизов. гос-ва, М., 1952; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике кон. XV — нач. XVI вв., М.-Л., 1960; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV — первой пол. XVI вв., М., 1960; его же, "Написание о грамоте", ВИРА, т. 3, М., 1955.
=====
В. И. Корецкий. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

курицын
КУРИЦЫН -а, -о.
Курицын сын; курицына дочь; курицыны дети. Бранно. Употр. как ругательное выражение.

Малый академический словарь:

курицын
-а, -о.

курицын сын; курицына дочь; курицыны дети
прост.
употребляется как бранное выражение.
Посадить их, говорит [смотритель], вместе, а подеретесь там [в карцере], курицыны дети, уж я вам тогда кузькину мать покажу. Короленко, Яшка.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
курицын, -а, -о

Новая философская энциклопедия:

КУРИЦЫН Федор Васильевич (15 в.) – русский политический деятель, дипломат, один из лидеров реформационного движения в России 2-й пол. 15 в., т.н. ереси «жидовствующих». Был прекрасно образован, служил дьяком по посольским делам, участвовал в нескольких успешных и важных для Московского государства дипломатических миссиях. В 1436 вернулся в Москву из крымского плена. Вокруг него образовался кружок единомышленников, разделявших еретические, с точки зрения официального православия, взгляды. Ереси сочувствовали сын Ивана III Иван Иванович, митрополит Зосима и, в определенной степени, сам Иван III. Признавая авторитет Ветхого и Нового Заветов, Курицын отвергал святоотеческие предания и основанный на них институт монашества. Главным источником истины и мудрости считал пророческое откровение. В «Лаодикийском послании» пишет о самовластии человеческой души, для которой вера, «страх Божий» являются «заградой», т.е. ограничением ее произвола. В «Написании о грамоте» утверждает, что грамота – это дарованный Богом неоскудеваемый источник знания, искореняющий невежество, дающий возможность понимания прошлого и настоящего, возможность предвидеть будущее. В разуме – подлинная сила человека. Разумный человек – это образ Божий и Его подобие. Курицына, очевидно, постигла та же участь, что и всех еретиков: он вынужден был сойти с политической арены и был либо сожжен, либо бежал за границу. После 1500 о его судьбе ничего не известно.
Сочинения:
1. «Лаодикийское послание», подг. текста, пер. и комм. Я.С.Лурье. – В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина 15 в. М., 1982.
Литература:
1. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 – нач. 16 в. М.–Л., 1960.
Е.Н.Бутузкина

Словарь русских фамилий:

см. КУРАЕВ

Грамматический словарь Зализняка:

Курицын, курицына, курицыно, курицыны, курицына, курицыного, курицыной, курицына, курицыного, курицыных, курицыну, курицыному, курицыной, курицыну, курицыным, курицын, курицыну, курицыно, курицыны, курицына, курицыного, курицыну, курицыно, курицыных, курицыным, курицыной, курицыною, курицыным, курицыными, курицыном, курицыной, курицыном, курицыных

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru