Определение слова «кули»

Толковый словарь Ушакова:

КУ́ЛИ, нескл., ·муж. (индийское Koli — название низшей касты в Западной Индии). Носильщик, грузчик, возчик, чернорабочий в Индии, Китае, Японии, Индонезии. Забастовка кули в Шанхае.

Большой энциклопедический словарь:

КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (1864-1929) — американский социолог. Исследовал главным образом малые группы и формирование личности; ввел различение первичных групп (семья, соседство и др.) — считая их основными ячейками общества, и вторичных общественных институтов (классы, нации, партии).
КУЛИ (тамильск., букв. — заработки)название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих в Китае (до 1949) — Индии и ряде других стран.

Большая советская энциклопедия:

I
Кули (Cooley)
Чарлз Хортон (17.8.1864, Анн-Арбор, штат Мичиган, — 8.5.1929, там же), американский социолог. Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907); в 1918 президент Американского социологического общества. Испытал влияние О. Конта (Франция), Г. Спенсера (Великобритания), А. Шеффле (Германия), а также Ч. Дарвина (Великобритания). По К., общество есть развивающееся органическое целое; при этом он отвергал биологический детерминизм и поверхностные аналогии общества с организмом. Рассматривая сознание как общественное, коллективное, К. ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация общественных отношений. Главные проблемы, исследуемые К., — малые группы (См. Малая группа) и формирование личности. К. ввёл различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по К., основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит Социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нём окружающих людей (т. н. теория «зеркального Я»). Т. о., правильно отмечая некоторые существенные черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), по К., образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения, в которые сформировавшийся индивид вовлечён лишь частично как носитель определённой функции.
Связывая существование классов с экономическими факторами, К. недооценивал глубокие противоречия между ними. Сторонник буржуазной демократии и либеральный критик капитализма, К. отвергал идеи революционного преобразования общества. Работы К. оказали влияние на развитие буржуазной социальной психологии.
Соч.: Human nature and the social order, N. Y., 1902; Social organization, N. Y., 1909; Social process, N. Y., 1918; Sociological theory and social research, N. Y., 1930.
Лит.: Jandy E. C., C. H. Cooley, his life and his social theory, N. Y., 1942; Cooley and sociological analysis, Ann Arbor, [1968].
Н. М. Ланда.
II
Кули (тамильск., буквально — заработки)
название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих (носильщики, грузчики, чернорабочие, рикши, подёнщики и т. д.) в Китае (до 1949), Индии и др. странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Так же назывались нанятые по контракту в страны Америки, в Южную Африку и Австралию неквалифицированные рабочие — китайцы, индийцы, малайцы, негры, выполнявшие тяжёлые работы на плантациях и в рудниках. Институт законтрактованных К. возник в 30—40-х гг. 19 в., после отмены рабства в английских, голландских и французских колониях, и получил значительное развитие во 2-й половине 19 — 1-й половине 20 вв.

Кулинарный словарь:

жидковатое пюре из припущенных, сдобренных приправами овощей, раков (см. биск). К. используют для усиления вкуса соусов, или же к. само по себе может быть соусом. Бывает, к. используют как ингредиент для супов. Фруктовое к. – это соус из сырых или готовых фруктов: ими могут быть красные фрукты (смородина, клюква, малина), желтые (абрикосы, слива мирабель), экзотические (киви). Соусами к. сопровождаются горячие и холодные десерты, мороженое и пр. В прошлом все соусы назывались кули, их готовили заранее, используя специальную трубку — couloir (отсюда название).

Толковый словарь Кузнецова:

кули
КУЛИ неизм.; м. [хинди kuli] В некоторых странах Азии: носильщик, грузчик, возчик; чернорабочий.

Малый академический словарь:

кули
нескл., м.
Носильщик, грузчик, возчик, а также чернорабочий в некоторых странах Азии.
Проходили с легким покрикиванием кули (переносчики тяжестей), таща на спинах --- громадные каменные плиты. Станюкович, Пропавший матрос.
[Хинди kul]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
кули, нескл., м.

Новейший философский словарь:

КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (1864-1929) — американский социолог и социальный философ. Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907), в 1918 — президент Американского социологического общества. Испытал влияние систем Конта и Спенсера, эволюционных идей Дарвина. Главным направлением научной деятельности К. являлось теоретизирование по проблемам соотношения индивида и общества, социализации, формирования личности. Тематизировал изучение первичных групп, ввел сам этот термин. К. исходил из понимания общества как обладающей собственной динамикой органической целостности, имеющей психосоциальный характер и основанной на коммуникации. Однако фактически социальное редуцировалось к психическому, к «идее личности», существующей в сознании деятеля, и к взаимодействию таких идей, репрезентирующих реальных людей, в каждом индивидуальном сознании. Соответственно основой социального познания К. считал методы интроспекции и понимания. Базовыми элементами общества К. считал первичные и вторичные социальные группы, различение которых основано на их роли в социализирующем влиянии на человека. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины и др.) характеризуются непосредственными и устойчивыми взаимоотношениями, личностными, неформальными связями, малым размером. Первичным группам и принадлежит главное место в социализации, в интериоризации наиболее устойчивых социальных норм и ценностей. Социализирующая роль малой группы предопределяет, таким образом, воспроизведение фундаментальных человеческих свойств в обществе в целом, а трансформация малых групп — видоизменение системы социальных отношении. Вторичные группы (вторичные общественные институты, к которым К. относил классы, партии и нации, образуют социальную структуру, в которой контакты людей носят нормализованный и обезличенный характер. Личность К. рассматривал как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей. Развитие и социализация личности осуществляются в процессе общения, главным средством которого является язык. Механизм социализации и формирования личности К. раскрыл в теории «зеркального Я», согласно которой представление человека о себе складывается на основе его представлений о том, каким он видится другим людям и оценивается ими в этом видении, а также на основе некоторого чувства «Я». Данная теория внесла существенный вклад в изучение проблем социализации, хотя и гипертрофировала роль рефлексии в социальном взаимодействии. В анализе форм коллективного поведения К. признавал роль влияния общественного мнения и закона, и также связь существования классов с экономическими факторами. С либеральных позиций критиковал капиталистическое общество, последствия индустриализации и урбанизации. В своих работах К. выступил как один из основоположников социальной психологии. В то же время ограниченность методологии и теоретических схем привели его к психологическому редукционизму.

Социологический словарь:

Кули (Cooley) Чарльз Хортон (17.08.1864, Энн Эрбор, Мичиган,- 08.05.1929, там же) — американский социолог, социальный психолог, автор "зеркального Я" теории, один из основоположников теории малых групп. Получил образование и преподавал в Мичиганском университе.
Общетеоретическими источниками социологической концепции Кули послужили: философия Гёте, Эмерсона; функциональная психология У. Джемса; социология Конта, Спенсера. Шеффле, Гумпловича, Тарда, Уорда, Гиддингса. Основы социол. теории К. изложены в трилогии "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), а также в работе "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). В основе социологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя себя монистом, Кули рассматривал обществово, социальные группы и индивида как единый живой организм. Но органицизм Кули далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма — "сверх-Я", "большом сознании".
"Социальное" и "индивидуальное" — две стороны ментальной целостности, личность и общество едины как части общего целого. В этом единстве "социальное" лишь кумулятивный аспект целостности, а "индивидуальное" — ее дискретный аспект. Кули не дает однозначного определения этой целостности, обозначая ее метафизической категорией "человеческая жизнь". Приобщение индивидуальных ментальных процессов к "большому сознанию" — это и есть социальный процесс, который Кули понимает как социализацию индивидуального сознания, основываясь на социальной психологии У. Джемса. Социализация индивидуального сознания начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть непосредственный психологический контакт. Оно развивается от инстинктивного "самоощущения" ("selffeeling"), в к-ром "Я" — это "эмоции", "возбуждения", до социальных чувств (любви, уважения, сочувствия и др.). При этом Кули не различает строго чувства и рассудок. Сознание сводится здесь к различным "умонастроениям" ("feeling states"), взаимосвязь к-рых осуществляется разумным началом — движущей силой социальных процессов.
Результатом социализации являются "образы", или "представления" ("imaginations"). В "представлениях" "самоощущения" индивида ассоциируются с общепринятыми символами и становятся в результате "социальными чувствами". "Социальные чувства", по Кули,- это основа социальной организации и социального контроля. Потенциальная разумная природа индивидуального "Я" приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Усваиваемые индивидом представления о своем "Я", которые возникают в сознании "других", Кули называет "представлениями представлений" ("imaginations of imaginations"). Они признаются в качестве социального факта и являются основным предметом

Этимологический словарь Макса Фасмера:

"процеженный отвар" (Горяев). Из франц. coulis – то же.

Грамматический словарь Зализняка:

Кули

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru