Определение слова «КРЕЩЕНИЕ РУСИ»

Большой энциклопедический словарь:

КРЕЩЕНИЕ РУСИвведение христианства в греко-православной форме как государственной религии. Начато Владимиром Святославичем в 988-89. Содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. 1000-летие Крещения Руси отмечалось в 1988.

Большая советская энциклопедия:

Крещение Руси
Введение в Древней Руси в конце 10 в. христианства (См. Христианство) как государственной религии. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового государства подготовили условия для смены языческой религии христианством. Уже в середине 9 в., ввиду тесных связей Руси с Византией, христианство в его греко-православной форме получило распространение среди господствующего класса Руси. В 10 в. христианами были многие приближённые князя Игоря, а его жена Ольга около 955 приняла христианство. Однако государственной религией оно стало лишь в связи с принятием христианства и массовым крещением славян, проведённым в 988—989 князем Владимиром Святославичем (См. Владимир Святославич). С этого времени христианство активно распространялось феодальным государством и формирующейся церковной организацией. В силу того, что церковь являлась составной частью структуры феодального общества, она помогала становлению феодального способа производства, освящая господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость классового эксплуататорского общества. Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей. Единство религии с религиями древних стран Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества, сблизило Русь с Византией. Русская церковь стала частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время стремилась поставить Русь в зависимость от себя. Принятие христианства привело также к изменениям в культуре древнерусского общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература. Но в то же время преследовалось языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, сопровождавшее внедрение феодальных порядков, встречало сопротивление народных масс, в 11 в. антифеодальные выступления нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества. До 13 в. распространённость христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя там отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 в.
Лит.: Повесть временных лет, ч. 1—2, М.— Л., 1950; Бахрушин С. В., К вопросу о крещении Киевской Руси, «Историк-марксист». 1937, № 2; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI—XIV вв.), М., 1960; Рыбаков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964; Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.) [Критические очерки]. М., 1966; Winter Е., Russland und das Papsttum, t. 1, B., 1960.
Я. Н. Шапов.

Советская историческая энциклопедия:

Принятие Др. Русью в кон. 10 в. христианства, как гос. религии. Нек-рые исследователи (В. А. Пархоменко, Б. А. Рыбаков) связывают крещение Руси с киевским кн. Аскольдом (9 в.).
=====
Разложение первобытнообщинного строя, возникновение социального неравенства и формирование классов подготовили условия для смены примитивной языческой религии христианством. К. Р. не было единовременным актом. На Руси христианство было распространено уже в 9 в. Христианами были многие приближенные кн. Игоря. Ок. 955 приняла христианство княгиня Ольга. Однако гос. религией оно стало в связи с принятием его кн. Владимиром в 988-989. С этого времени христианство активно распространяется феодализирующимся гос-вом и формирующейся церк. организацией. Оно помогало становлению феод. способа произ-ва, освящая господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость клас. эксплуататорского общества. Множество культов заменилось единым культом, относительно централизованной организацией священнослужителей. Единство религии с др. странами Европы делало Древнерус. гос-во частью мирового христ. общества, сблизило Русь с Византией — наиболее развитым феод. гос-вом Европы этого времени. Наряду с прямыми социальными, клас. последствиями принятия христианства оно постепенно привело и к изменениям в культуре древнерус. общества и ее обогащению. Получило распространение заимствованное из Византии искусство: живопись, архитектура, гимнография, а также письменность и письм. литература. В то же время преследовалось языческое, народное в своей основе иск-во: декоративное, музыкальное, хореографическое. Распространение христианства вследствие его клас. феод. сущности встречало сопротивление. Известны случаи покушения на проповедников и их гибели (2-я пол. 11 в. — епископ Леонтий в Ростовской земле; 1-я пол. 12 в. — монах Кукша в земле вятичей). Антифеод. выступления в 11 в. нередко принимали форму движений против новой религии в защиту язычества.
=====
Лит.: Повесть временных лет, под ред. В. П. Адриановой-Перетц, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Бахрушин С. В., К вопросу о крещении Киевской Руси, "Историк-марксист", 1937, No 2; Лихачев Д. С, Возникновение древнерус. литературы, М.-Л., 1952; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.), М., 1960; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М., 1963).
=====
Я. Н. Щапов. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru