Определение слова «Кембриджские платоники»

Большой энциклопедический словарь:

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ — группа английских религиозных философов 2-й пол. 17 в. (Р. Кедворт, Г. Мор, Дж. Гленвиль и др.) — стремившихся, используя идеи неоплатонизма о мировом разуме, дать обоснование христианского вероучения.

Большая советская энциклопедия:

Кембриджские платоники
Группа английских религиозных философов 2-й половины 17 в., пытавшихся, используя идеи Неоплатонизма, дать рационалистическое обоснование христианской веры. Основные представители: профессора Кембриджского университета Р. Кедворт и Г. Мор, а также Дж. Гленвиль (Оксфорд). К. п. противостояли эмпирико-сенсуалистическому направлению в английской философии и боролись с ним, в частности с материалистическим учением Т. Гоббса. Не принимая учения античного неоплатонизма об эманации (См. Эманация) (место последней занимает у К. п. творение мира богом), они в то же время восприняли неоплатоническое представление о мировом разуме, рассматривая его в качестве посредника между богом и миром (бессознательная «пластическая природа», осуществляющая волю творца). Восприняв декартовскую критику эмпиризма, К. п. в то же время отвергли предложенное Р. Декартом механистическое понимание физического мира, отстаивая телеологический взгляд на природу.
Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 212—13; Смирнов А., История английской этики, т. 1, Казань, 1880; Campagnac Е. Т., Cambridge platonists, Oxf.,1901; Cassirer E., Dieplatonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge, Lpz. — B., 1932: Passmore J. A., R. Cudworth, Camb., 1951.

Новая философская энциклопедия:

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ – кружок философов, богословов и моралистов, сложившийся в Кембридже во 2-й пол. 17 в. вокруг Бенджамена Уичкота (1609–83), поклонника Платона и неоплатонизма [НЕОПЛАТОНИЗМ]. Наиболее известные члены кружка – Г.Мор, Д.Смит (1618–52) и Р.Кедворт [КЕДВОРТ];близки им Д.Гленвилл (1636–80) и Д.Норрис (1657–1715) из Оксфорда. Д.Бернет (1643–1715) оставил интересные воспоминания о членах кружка («История моего времени», т. 1–2,1723–34). По его свидетельству, кембриджские платоники больше читали Платона, Цицерона и Плотина, чем Евангелие. Из современных философов в кружке наибольший авторитет имел Декарт, с которым они переписывались и на которого ссылались, критикуя эмпиризм Ф.Бэкона. Однако картезианскую физику отвергали. По своим религиозным взглядам кембриджские платоники противостояли кальвинизму, особенно в вопросе о свободе воли [СВОБОДА ВОЛИ]и предопределении. Их философская позиция может быть охарактеризована как рационализм: по выражению Уичкота, разум – это «самый голос Божий». Они также критиковали теологический волюнтаризм, выводивший критерии добра и зла из установлений Божьей воли (позиция, занимаемая Локком), Ф.Бэкона [БЭКОН Ф.] – за противопоставление веры и разума, Т.Гоббса, который, по мнению Кедворта и Мора, реанимировал релятивизм софистов. Кембриджские платоники выступали против попыток Высокой Англиканской церкви стать господствующей церковью Англии. За свою широкую веротерпимость они были названы латитудинариями – людьми с «широкими глотками».
Литература:
1. The Cambridge platonists, ed. by С.A.Patrides. L., 1969;
2. Tulloch J. Rational Theology and Christian Philosophy in England in Seventeenth Century, v. 1–2. Edinburgh–L., 1874;
3. Cassirer E. Platonic Renaissance in England. Edinbourgh, 1953.
M.А.Абрамов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru