Определение слова «Карузо Э.»

Музыкальная энциклопедия:

(Caruso) Энрико (24 (по др. данным, 25 или 27) II 1873, Неаполь — 2 VIII 1921, там же) — итал. певец (тенор). В детстве пел в церк. хоре. Брал уроки пения у пианиста Скирарди и маэстро Де Лутио. С 1891 занимался в школе пения под рук. известного музыканта Г. Верджине. В 1894 на сцене неаполитанского т-ра "Нуово" состоялся дебют молодого певца в опере "Друг Франческо" Морелли. В 1895-97 К. выступал на оперных сценах Казерты, Неаполя, Каира, Салерно, Трапани, Марсалы, Палермо и Ливорно. В 1897 был приглашён в Милан, где с большим успехом выступил на сцене т-ра "Лирико" в операх "Наваррка" Массне, "Арлезианка" Чилеа (в партии Федерико, 1-я пост.) и др. В 1898 в том же театре принял участие в первом представлении оперы "Федора" Джордано (партия Лориса). С 1898 с огромным успехом гастролировал в крупнейших оперных т-рах мира: в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Лондоне, Лисабоне, Рио-де-Жанейро, в Петербурге (1898, 1900), Москве (1900) и др. В 1900 впервые выступил на сцене миланского т-ра "Ла Скала" в партии Рудольфа ("Богема" под упр. А. Тосканини), а в следующем году в операх: "Маски" Масканьи, "Любовный напиток"; "Мефистофель" Бойто (вместе с Ф. И. Шаляпиным). В 1903 состоялся дебют К. в Нью-Йорке, на сцене т-ра "Метрополитен-опера" (в партии Герцога). В последующие годы (до 1920), оставаясь солистом этого т-ра, К. гастролировал в городах Сев. и Юж. Америки, совершил гастрольное турне по городам Европы (1912): пел в Венгрии, Испании, Франции, Англии, Австрии, Германии, Бельгии и др.; каждый год пел в оперных т-рах Италии. В последний раз выступил на оперной сцене в дек. 1920 в партии Елеазара ("Дочь кардинала" Галеви, "Метрополитен-опера").
Выдающийся артист, К. представляет собой феноменальное явление в вокальном иск-ве. Его голос, обширный по диапазону и силе звука, уникальный по красоте тембра с великолепным металлич. отзвуком и безграничными модулирующими возможностями, с яркой насыщенностью верхних нот и баритональной окраской нижнего регистра, с удивительной силой дыхания, поражал трогательной проникновенностью и особой теплотой звучания. От своих учителей — Г. Верджине и В. Ломбарди (с к-рым он проходил оперные партии в начале своей артистич. карьеры) — К. глубоко воспринял лучшие традиции итал. классич. школы бельканто. Верное чутьё художника, огромная воля и постоянное стремление к совершенствованию своего вок. мастерства, многогранность художеств. натуры, чуткое внимание к поэтич. слову, тонкий лиризм, ярко драматич. темперамент, необычайная сила эмоционального воздействия и живой контакт с аудиторией — таковы осн. черты творческого облика К. Великому артисту были одинаково близки самые разнохарактерные теноровые партии: лирические, лирико-драматические, меццо-характерные, героико-драматические и трагедийные, особенно герои опер Дж. Верди; его любимая партия — Манрико. В репертуаре певца было св. 80 опер. Лучшие партии К.: Радамес, Герцог; Ричард ("Бал-маскарад"), Неморино ("Любовный напиток"), Фауст ("Мефистофель" Бойто), Каварадосси, Канио; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), де Грие ("Манон Леско" Пуччини), Рудольф ("Богема"), Хозе; Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Самсон; Лионель ("Марта" Флотова). В камерном репертуаре певца были классич. произв. церк. музыки, итал. патриотич. гимны (в т.ч. "Гимн Гарибальди"), романсы композиторов 19 — нач. 20 вв. С особенной проникновенностью и тончайшим вкусом исполнял К. неаполитанские песни. Сам певец сочинил неск. песен: "Старые времена" (1904), "Серенада" (1906), "Сладостные муки" (совм. с Р. Бартелеми, 1906). К. — первый певец, репертуар к-рого был записан на грампластинки. К. играл на фп., гитаре, флейте, трубе, был одарённым карикатуристом.
Сочинения: Как нужно петь, "Театральная газета", М., 1914, 16-18.
Литература: Львов М., Э. Карузо, "СМ", 1955, No 1, с. 98-100; Toртoрелли В., Э. Карузо, М., 1965; Rуффо Т., Парабола моей жизни. Воспоминания, пер. с итал., М.-Л., 1966; Фучито С., Бейер Б. Дж., Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо, пер. с нем., Л., 1967; Flint M. H., Caruso and his art, N. Y., 1917; Вe11inсioni G., Io e il palcoscenico. Mil., 1920; Кey P. R., E. Caruso. A biography, Boston, 1922; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, (1929); Daspuro N., E. Caruso, Mil., 1938; Gara E., Caruso. Storia di un emigrante, Mil., (1947); Caruso D., Enrico Caruso. A personal History, N. Y., 1952; Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. — Вокальные параллели, Л., 1972, с. 158-169); Mouchon J.-P., Enrico Caruso. Sa vie et sa voix, L., 1966.
С. M. Грищенко.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru