Определение слова «Иоанн Соколов»

Большая биографическая энциклопедия:

(Владимир Сергеевич) — епископ смоленский, сын священника Вознесенской церкви в Москве, род. 5 июля 1818 г., умер 17 марта 1869 г. Обучался в Высокопетровском духовном училище, в Московской семинарии и Московской духовной академии; по окончании курса в Академии, 29 августа 1842 г. постригся в монашество; 21 сентября 1842 г. назначен бакалавром при Московской академии по нравственному богословию; 22 сентября 1843 г. удостоен степени магистра; 30 октября 1844 г. перемещен в Петербургскую духовную академию бакалавром канонического права; 9 января 1848 г. определен членом конференции Петербургской духовной академии, а 20 августа того же года членом духовно-цензурного комитета; 8 сентября 1848 г. возведен в сан архимандрита; 8 июля 1850 г. Св. Синод поручил ему пересмотр переводов богослужебных книг на татарский язык; 17 июля 1850 г. назначен членом особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях; 23 декабря 1850 г. назначен инспектором Петербургской духовной академии; летом 1851 г. обозревал Архангельскую семинарию; 26 сентября 1851 г. возведен в звание экстраординарного профессора, 19 декабря 1852 г. — в звание ординарного профессора; 8 октября 1853 г. за сочинение "Опыт курса церковного законоведения" удостоен степени доктора богословия; 10 января 1855 г. назначен ректором Петербургской семинарии, летом того же года обозревал Тверскую семинарию; 17 марта 1857 г. назначен ректором и профессором догматического богословия в Казанскую духовную академию; в Казани он редактировал "Православный Собеседник" и привлек к этому журналу живое внимание читающей публики, подвергая в нем обсуждению многие жгучие вопросы современности; 31 марта 1864 г. перемещен ректором в Петербургскую духовную академию; 17 января 1865 г. посвящен в сан епископа выборгского, с оставлением в должности ректора; летом того же года обозревал Рижскую семинарию; 9 ноября 1866 г. определен епископом смоленским, и на этом месте оставался до смерти. Иоанн смоленский известен, как лучший русский канонист своего времени; его сочинение "Опыт курса церковного законоведения" (два выпуска), пользовалось большою известностью; ему же принадлежит целый ряд статей по церковному законоведению в "Христианском Чтении" и "Православном Собеседнике"; кроме того, он замечателен и как проповедник. Из сочинений его, кроме вышеназванного, замечательны: "О монашестве епископов"; "Общество и духовенство"; "О преподавании богословия в наших университетах"; слова: "Слово об освобождении крестьян", "Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге" и некоторые другие.
"Странник",1869 г., апрель; Романский, "Преосв. Иоанн, епископ смоленский, его жизнь и проповеднические труды", М. 1877 г.
{Половцов}

Иоанн Соколов
(в миру Владимир, 1818—1869) — известный проповедник и канонист, сын священника; окончив курс в Москов. духовной акад. и получив за сочинение "Стоглавый собор" ("Правосл. Собеседник", 1860, т. I и II) степень магистра, принял монашество, был проф. в СПб. дух. акад., ректором СПб. дух. семинарии и дух. акад. Казанской и СПб., викарием СПб. епархии, наконец, епископ. смоленским. Его "Опыт курса церковного законоведения" (СПб., 1851—52) был первой в России попыткой научной разработки церковного права и доставил ему степень доктора богословия. В тесной связи с этим трудом находится ряд отдельных статей в "Христианском Чтении" (1846—1865) и в "Правосл. Собеседнике" (1857—1869). Отрывки лекций И. по догматическому богословию напечатаны в "Христ. Чтении" (1875—1877 гг.). В Казани сильно увлекали слушателей лекции И. о последних судьбах человека, о смерти и загробной жизни. Рукописи этих лекций хранятся в библиотеке Казанской акад. Всего более прославился И. как проповедник, отводивший в этой области широкое место публицистическому элементу; ему случалось останавливаться на самых жгучих вопросах дня. Особенно памятны его проповеди 1859 г. об освобождения крестьян; он же внушил А. П. Щапову приготовить для академического акта речь: "Голос русской церкви в защиту несвободных людей". В печати ("Христ. Чтение" и "Правосл. Собеседник") имеются 60 проповедей И. Проповеди, произнесенные И. в Смоленске (о гласности, о характере современных лжеучений, о женском образовании, о женской эмансипации, о свободе политической и гражданской, о принципах суда и судящей совести и пр.), изданы отдельным сборником, под заглавием: "Беседы, поучения и речи" (Смоленск, 1871; 2 изд., 1876). Публицистический характер внесен И. и в "Православный Собеседник", редактированием которого он занимался в бытность ректором Казанской академии. Под его руководством "Правосл. Собеседник" сделался образцом для целого ряда последующих духовных журналов. Сам он напечатал в "Правосл. Собеседнике": "Нечто о современных отношениях римской церкви к православной" (1858, т. III); "Общество и духовенство" (1859, т. I): "О монашестве епископов" (1863, т. I и II) и др.
О личном характере И. часто вредившем его карьере, см. статью Аристова в "Историч. Вестнике" (1880 г. № 12). Ср. H. Романский, "Преосвященный И., епископ смоленский" ("Чтения в общ. любит. духовн. просвещения", М., 1887, №№ 2—9); Знаменский, "История Казанской дух. акад." (Казань, 1891—92).
{Брокгауз}

Иоанн Соколов (дополнение к статье)
(в миру Владимир Сергеевич, 1818—1869) — епископ смоленский. О нем: С. Покровский, "Преосвященный И., епископ смоленский, как пастырь и руководитель пасомых" (Петрозаводск, 1902); П. Прокошев, "Канонические труды И., епископа смоленского" (Казань, 1895).
{Брокгауз}

Иоанн Соколов
(Владимир Сергеевич) — епископ Смоленский и Дорогобужский.
Родился 5 июня 1818 года в Москве в семье священника.
Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года — в Московской духовной семинарии.
В 1838 году поступил в Московскую духовную академию. 29 августа 1842 года пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона.
С 22 сентября 1842 года — бакалавр при Московской духовной академии по классу нравственного богословия.
5 октября 1842 года рукоположен во иеромонаха.
27 декабря 1843 года удостоен степени магистра.
22 декабря 1844 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал десять лет.
С 9 января 1848 года — член конференции Санкт-Петербургской духовной академии.
8 сентября 1848 года возведен в сан архимандрита.
С 27 января 1849 года — член духовного цензурного комитета.
С 17 июля 1850 года — член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях.
8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.
С 26 сентября 1852 года — профессор, а с 19 декабря того же года — ординарный профессор.
8 октября 1853 года за сочинение "Опыт церковного законоведения" получил редкую в то время степень доктора богословия.
16 января 1855 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.
С 17 марта 1857 года — ректор и профессор Казанской духовной академии. Был инициатором создания журнала "Православный собеседник".
31 марта 1864 года перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию.
17 января 1865 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.
13 ноября 1866 года переведен на Смоленскую кафедру.
Скончался 17 марта 1869 года. Погребен в Смоленском кафедральном соборе.
Епископ Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.
Ученый и талантливый духовный писатель, епископ Иоанн был очень любим Московским митрополитом Филаретом и им самим за ученость был прозван "Филаретик".
Преосвященный вел аскетический образ жизни, был строг к себе и другим.
В епархиальных делах епископ Иоанн не отличался практичностью. Но он недолго и пробыл епископом (немногим более четырех лет). Однажды утром нашли его мертвым на полу посреди спальни; одна нога была босая, а другая — в туфле, как будто перед неожиданной кончиной он побежал звать кого-либо на помощь, но упал бездыханный.
Труды:
Опыт курса церковного законоведения (два выпуска).
Догмат о Пресвятой Троице. — СПб., 1897, а также: Православный собеседник. — Казань, 1911, апрель, с. 142.
Беседа в день явления Смоленской Божией Матери — Одигитрии // Русский паломник. — 1893, № 31, с. 489.
О свободе совести // Православный собеседник. — Казань, 1905, январь, с. 84. К вопросу о церковном суде // Православный собеседник. — Казань, 1896, январь, с. 388. Беседы, поучения и речи. — Смоленск, 1871; 2-е изд. — 1876. См. также: Известия по Казанской епархии. — 1876, № 12, с. 384. О монашестве епископов // Православный собеседник. — Казань, 1907, октябрь, с. 64. Общество и духовенство // Православный собеседник. — Казань, 1859. — Т. 1. О преподавании богословия в наших университетах.
Слово об освобождении крестьян. Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге, и др. Ряд статей по церковному законоведению.
Литература:
Романский Н. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский: его жизнь и проповеднические труды. — М., 1877. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.-Сергиев Посад, 1863—1894; 1887. — № 2—9. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 16.
Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. — Казань, 1895. Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 121,178—179,189,191. Покровский С. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых. — Петрозаводск, 1902. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 17,18, 21.
Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. — Казань, 1891 — 1892. — Т. 1.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1413. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 383. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 268, 593.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 383. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 841.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 21, 33.
Богословские академические чтения. — СПб., 1897, с. 379. (См. Богословские академические чтения преосвященного Иоанна, епископа Смоленского. — СПб., 1906. — Прим. ред.) Православный собеседник. — Казань, 1897, июнь, с. 242. — 1898, январь, с. 16. — 1899, январь, с. 39. — 1900, январь, с. 22. — 1907, март, с. 11; октябрь, с. 523. — 1915, май, с. 162. Странник. — СПб., 1869, апрель, с. 43—49. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1897, № 8, с. 299. Миссионерское обозрение. — СПб., 1898, июль-август, с. 1091.
Православное обозрение. — М., 1868, март, с. 127—128.
— 1875, май, с. 40. — 1876, январь-февраль, с. 3. Христианское чтение. — СПб., 1866, февраль, с. 192—198; декабрь, с. 174. — 1869, март, с. 501—503; апрель, с. 639—654; июнь, с. 995—997.
— 1870, февраль, с. 354. — 1872, ноябрь, с. 420. — 1875, июль-август, с. 103—185. — 1876, январь-февраль, с. 3; сентябрь-декабрь, с. 266—289.
Самарские епархиальные ведомости. — 1869, № 9, с. 197; № 16, с. 309. Статья Духонина // Смоленские епархиальные ведомости. — 1869, № 6, 7. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1880, январь, с. 126. — 1881, январь, с. 90. Миловский Н. М., священник. Московская духовная академия в 1838—1842 гг. // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 3, с. 55. Письмо В. В. Гречулевича к архиепископу Могилевскому Анатолию Мартыновскому // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 1, с. 309. Русский архив. — М., 1871, № 3, с. 490—491. — 1895. — Кн. 1, № 3, с. 297. Исторический вестник. — СПб., 1880. — Т. 3, с. 786—795.
— 1884, ноябрь, с. 499. — 1891, сентябрь, с. 639. — 1893, май, с. 465. — 1896, июль, с. 168. К 150-летию Ленинградской духовной семинарии. Из речи инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии Л. Н. Парийского, произнесенной на торжественном акте 9 октября (26 сентября) 1959 года // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959, № 11, с. 36—41. Современные известия. — М., 1867—1887, № 83. Голос. — СПб., 1869, № 79. Современный листок. — СПб., 1863—1869, № 23, 24.
Биржевые ведомости. — СПб., 1869, № 78. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб., 1857, с. 340, 398.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 141—156. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1102—1103; т. 1. — С.2082.
Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 282. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 1-а, доп., с. 851.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru