Определение слова «инвеститура»

Большой энциклопедический словарь:

ИНВЕСТИТУРА (от лат. investio — облачаю) — в средние века в Зап. Европе юридический акт введения вассала во владение феодом. Инвеститура духовных лиц, кроме этой светской инвеституры, включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная инвеститура). В 11-12 вв. за право инвеституры происходила борьба между императорами "Священной Римской империи" (осуществлявшими с Оттона I инвеституру епископов и аббатов) и римскими папами, претендовавшими на это право, конец которой положил Вормсский конкордат 1122.

Большая советская энциклопедия:

Инвеститура
(позднелат. investitura, от лат. investio — облачаю, облекаю)
в средние века в Западной Европе юридический акт передачи земельного Феода (лена), должности, сана, закреплявший вассальную зависимость (см. Вассалитет) и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т. п. символов власти. Особым видом И. была церковная И., состоявшая в назначении на церковную должность и введении в сан; сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей земельного владения и скипетра — символа светской власти. До конца 11 в. право церковной И. фактически принадлежало светской власти (в Англии королю, в «Священной Римской империи» — императору). В конце 11 в. с притязаниями на исключительное право церковной И. выступило папство. Папа Григорий VII, рассматривавший подчинение западноевропейского духовенства своей власти как первый шаг к осуществлению политического главенства римской курии над странами Западной Европы, запретил в 1075 императору давать И. прелатам. Между империей и папством началась так называемая борьба за инвеституру (1076), которая переплеталась с выступлениями светской и церковной знати против попыток Генриха IV укрепить королевскую власть в Германии. Немецкие епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы ограничить их самостоятельность. В ожесточённой и длительной борьбе, критическим эпизодом которой была Каносса (1077), ни той, ни другой стороне не удалось одержать победу. Лишь в 1122 был заключён компромиссный Вормсский конкордат. Избранные капитулами прелаты получали духовную И. от папы, а светскую от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, которым сразу же давалась светская И.; в Италии и Бургундии император был лишён участия в избрании прелатов и давал им светскую И. лишь 6 месяцев спустя. Вормсский конкордат был всё же более выгоден папе, чем императору: он закреплял фактическое крушение так называемой епископальной системы, являвшейся со времени Оттона I (936—973) орудием королевской власти. Длительная борьба за И. способствовала усилению самостоятельности церковных и светских князей в Германии.
Спор об И. распространился и на другие страны Западной Европы, хотя нигде не принял таких острых форм, как в империи. Конфликт королевской власти с папством в Англии и Франции закончился (во Франции в 1104, в Англии в 1107) компромиссом: короли отказались от И. кольцом и посохом, но сохранили право передачи владений епископам и фактически продолжали оказывать влияние на их выборы.
Лит.: Bernheim Е., Quellen zur Geschichte des Investiturstreites, Tl 1—2, Lpz. — В., 1913—14; Brooke Z. N., Lay investiture, and its relation to the conflict of impire and papacy, Oxf., 1939.
Н. Ф. Колесницкий.

Инвеститура епископа королём. Миниатюра начала 12 в.

Толковый словарь Даля:

инвеститура
ИНВЕСТИТУРА лат. облеченье; пожалованье чем и ввод во владенье, в сан и пр.

Большой словарь иностранных слов:

Инвеституры, ж. [латин. investitura] (истор.). В средние века – сопровождавшийся особой церемонией ввод вассала во владение леном или передача земельного имущества во владение духовному лицу (епископу, аббату).

Советская историческая энциклопедия:

(позднелат. investitura, от лат. investio — облачаю) — в ср. века в Зап. Европе юридич. акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символич. обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п. символов власти. Церк. И. состояла в назначении на церк. должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей зем. владения и скипетра, символа светской власти. До кон. 11 в. И. епископов и аббатов, как правило, осуществлялась королев. (императорской) властью. Папство, усилившееся во 2-й пол. 11 в., пыталось запретить светскую И. епископов и аббатов, освободив их от местной ленной зависимости и подчинив своей неогранич. власти. Так началась борьба за И. Наибольшего напряжения она достигла в Германии, где со времени Оттона I (936-973) епископат служил важнейшей опорой королев. власти. И. прелатов, не располагавших наследств. правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церк. собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. Лишение императоров права И. было вместе с тем одним из гл. рычагов упразднения всякой зависимости папства от империи и подчинения императора папскому престолу. В борьбе за И. выступали с одной стороны приверженцы церк. реформы (см. Клюнийская реформа) во главе с Гильдебрандом (с 1073 — папа Григорий VII) и с другой — сторонники сохранения светской И. во главе с имп. Генрихом IV. Борьба породила обширную полемич. лит-ру, в к-рой нашли отражение как взгляды крайних групп (защищавших или папскую теократию, или императорское господство над церковью), так и взгляды сторонников компромисса, требовавших разделения И. между папством и светской властью (см. "Libelli de lite imperatorum et pontificorum saec. XI et XII conscripti, 3 d.", MGH, Hannov., 1890-97).
=====
Борьба за И. переплеталась с выступлениями светской и церк. знати против попыток Генриха IV укрепить королев. власть в Германии. Нем. епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы, ограничить их самостоятельность и помешать их превращению в терр. князей.
=====
Открытая борьба папства с императорской властью, гл. стержнем к-рой был вопрос об И., началась в 1075, после вступления на папский престол Григория VII. Собор 1075 объявил И. духовенства светскими лицами недействительной (что было повторено соборами 1078 и 1080 для всей католич. церкви). Григорий VII потребовал от Генриха IV прекращения И. и смещения ряда нем. прелатов, получивших свой сан в нарушение канонич. правил. В ожесточ. и длит. борьбе, критич. эпизодом к-рой была Каносса (1077), ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу. В 1111 была сделана попытка заключить компромиссное соглашение на условиях отказа императора от церк. И. епископов и аббатов взамен возвращения ими гос-ву всех ленов и регалий, полученных со времени Карла Великого (проект папы Пасхалия II). Но эта попытка провалилась Из-за сопротивления прелатов, для к-рых церк. сан без бенефициев терял значение. В 1122 был заключен Вормский конкордат, окончивший борьбу за И. Избранные капитулами прелаты получали духовную И. от папы, а светскую от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, к-рым сразу же давалась светская И.; в Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании прелатов и давал им светскую И. в шестимесячный срок. Вормский конкордат был более выгоден папе, чем императору, он закреплял фактич. крушение оттоновской епископальной системы и способствовал победе княж. партикуляризма.
=====
Нем. бурж. историография почти единодушно считает Вормский конкордат поворотным пунктом в истории Германии, но по-разному оценивает борьбу императоров с папами. В прошлом нем. бурж. историки видели в этой борьбе столкновение национальных нем. церк.-гос. принципов с космополитич. теократич. устремлениями папства и положительно оценивали сопротивление императоров папству. В историографии ФРГ появилась другая оценка, согласно к-рой союз этих двух сил якобы создавал основу для возвышения империи и папства, а борьба между ними явилась причиной падения их мирового величия (Th. Mayer, Papsttum und Kaisertum im hohen Mittelalter, "HZ", 1959, Bd 187).
=====
Спор об И. распространился и на др. страны Зап. Европы, но нигде не приобрел таких острых форм, как в империи. Папы, вступив в столкновение с императорами за верховное господство, стремились смягчить противоречия с королями Франции и Англии и пошли в вопросах И. на нек-рые уступки. По соглашению Пасхалия II с франц. королем Филиппом I от 1104 духовная И. осуществлялась папой после канонич. избрания на церк. должность; за королем обеспечивались право участия в выборах и светская И.; избранный приносил при этом присягу верности королю. По соглашению 1107 Пасхалия II с англ. королем Генрихом I духовную И. давал папа. Король сохранял решающее влияние при выборах епископов и аббатов, к-рые производились в королев, дворце. Избранный до своего посвящения приносил клятву верности королю и получал от него лен и светскую И.
=====
Источн.: Bernheim E., Quellen zur Geschichte des Investiturstreites, Tl 1-2, Lpz.-В., 1913-14.
=====
Лит.: Scharnagl A., Der Begriff der Investitur..., Stuttg., 1908; Haller I., Papsttum und Kirchenreform, Bd 1, (s. 1.), 1903; Brooke Z. N., Lay investiture and its relation to the conflict of impire and papacy, Oxf., 1939; Schwarz W., Der Investiturstreit in Frankreich, "Zeitschrift fr Kirchengeschichte", 1923, H. 2, 1924, H. 1.
=====
Н. P. Колесницкий. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

инвеститура
ИНВЕСТИТУРА -ы; ж.
1. Акт передачи земельного владения феодалу. Церемония инвеституры.
2. Утверждение католического епископа в духовном сане. Отказаться от инвеституры.

Большой юридический словарь:

(от лат. investio — облачаю)
1) в средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом;
2) в конституционном праве наделение лица или группы лиц властными полномочиями, предусмотренными конституцией. понятие и. применяется главным образом к институту выборного главы государства — президенту, а также к правительству. применительно, напр., к президенту различают парламентскую и народную и. при первой президент получает и. от избравшего его парламента, при второй — от избравшего его на всеобщих выборах народа. соответственно правительство может получить и. от парламента (в парламентарной республике) или от президента (в президентской республике).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
инвеститура, -ы

Краткий религиозный словарь:

Право светского государя назначать епископов на своей территории

Грамматический словарь Зализняка:

Инвеститура, инвеституры, инвеституры, инвеститур, инвеституре, инвеститурам, инвеституру, инвеституры, инвеститурой, инвеститурою, инвеститурами, инвеституре, инвеститурах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Германское юрид. понятие, означающее: а) древнейший способ передачи недвижимостей, состоявший сперва в фактической передаче проданного имущества из рук старого в руки нового владельца; стороны в присутствии определенного числа свидетелей (от 3 до 12) и с таким же числом мальчиков отправлялись на уступаемый участок земли, где покупатель уплачивал деньги, а продавец передавал ему в знак уступки власти над участком перчатку (символ власти над вещью, откуда и название И. — manus vestita, по-немецки Gewere), ветвь, срезанную с одного из деревьев, глыбу земли, при передаче зданий — дверной косяк, при передаче церкви — алтарную пелену, ее бахрому или веревку от колокола, затем сам он торжественно оставлял участок, отказываясь от власти над ним посредством бросанья на землю палки (симв. копья, festuca); мальчики, присутствовавшие при передаче, в память случившегося получали по пощечине, их драли за уши, и обряд оканчивался. С распространением римского способа приобретения собственности путем передачи грамоты, документа продажи, фактическая или "реальная И." уступает место символической: стороны не ходят уже на уступаемый участок, а с него приносятся символы И. в суд, кладутся на составленную грамоту и передаются вместе с последней новому приобретателю; формальный выход из владения также переходит в торжественный акт отказа (см.) от владения, совершаемый перед судом, реальная же передача владения постепенно теряет свое юридическое значение. — б) Способ установления или передачи ленного права (см.). Согласно двоякого рода характеру ленных отношений, при которых, с одной стороны, устанавливается личный союз верности, а с другой — зависимая поземельная связь, акт ленной И. распадался на два: установление этой личной связи, совершаемой рядом символических действий (акт коммендации или рекомендации, см.), и передачу владения участком земли. Последняя происходила путем передачи различных символов (знамени, скипетра, перчатки, шляпы, глыбы земли и т. п.) и заявления о том, что ленный владелец должен иметь на лен право пользования. С дальнейшим развитием права символический элемент теряет свое значение, и И. обращается в юридическую сделку ("вещный договор", см. Передача) и передачу ленной грамоты. В таком виде оно сохраняет значение в Германии и до сих пор, поскольку сохраняют свое значение здесь ленные отношения. — в) Передачу епископского посоха королем вновь назначенному епископу. Отсюда право И. (о нем ниже). — Свод новейших данных об И. см. Schrder, "Deutsche Rechtsgeschichte"; Heusler, "Institutionen des deutsch. Privatrechts", и Stobbe, "Handbuch des deutschen Privatrechts" (т. 2, 2-е изд. 1883).
В. Н.
В католическом церковном праве под И. разумеется утверждение избранных общинами или клиром епископов. В первые века христианства выбор и назначение епископов принадлежали самим общинам верующих, потом решающий голос в выборе епископов приобрели митрополиты, а впоследствии императоры стали утверждать новых епископов (см. соотв. статью). С падением Западной Римской империи германские короли постепенно приобретали все более и более влияния на выбор епископов. По мере накопления в руках церкви недвижимых имуществ епископы стали владетелями крупных ленов, в которых они пользовались теми же правами, какие имели светские феодалы, и по владению которыми они должны были становиться в вассальные отношения к королю, который стал передавать новому епископу, в знак утверждения его, кольцо и посох. Известна продолжительная и упорная борьба между германской императорской властью и папской, вышедшая из стремлений папства поставить и в этом отношении представителей церкви в более независимое от мирской власти положение (см. статьи о Григории VII, Генрихе IV и V). По Вормскому конкордату, заключенному в 1122 г. между Папой Калликстом II и императором Генрихом V, император возвратил церкви свободу епископских выборов и отказался от И. кольцом и посохом, но сохранил право инвеституры скипетром как знаком пожалования леном, что он должен был сделать еще до посвящения. В XIII в. церковь вернула себе свободу выборов также в Арагонии, Англии и Франции. С усилением монархической власти папство рядом конкордатов снова должно было уступить светским государям право назначения епископов. В странах, подчиненных протестантским государям, выбор католических епископов принадлежит капитулам, но светская власть имеет возможность устранить неугодного ей кандидата. Вновь избранный подтверждается Папой, до получения подтвердительной буллы которого не может вступить в свою новую должность. В протестантских странах под И. разумеют обряд торжественного ввода нового духовного лица в должность. См. Католическая церковь (в России).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru