Определение слова «Интроекция»

Толковый словарь Ефремовой:

интроекция ж.
Включение индивидуумом в свой внутренний мир воспринимаемых им идей и взглядов других людей.

Большой энциклопедический словарь:

ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу) — в психологии — включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации.

Большая советская энциклопедия:

Интроекция
(от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу)
1) в теории познания — введённое австрийским философом Р. Авенариусом понятие о недопустимом, с его точки зрения, вкладывании воспринимаемых образов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его мнению, разделения идеального и реального вообще, так как основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нём противоположность духовного и материального и пытаясь таким образом опровергнуть материализм вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18). 2) В психологии — включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации (См. Идентификация). Противоположной И. является Проекция. В глубинную психологию (См. Глубинная психология) понятие И. было введено венгерским психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как психологический механизм, играющий важную роль в процессе формирования «сверх-я», совести и др.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
интроекция, -и

Новейший философский словарь:

ИНТРОЕКЦИЯ (лат. intro — движение внутрь и jacio — бросать) — в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других людей и пр.), когда он уже не различает собственные и несобственные представления и фантазии. Понятие И. было введено в научный оборот Ференци для обозначения процессов и явлений противоположных (контрастных) проекций. Фрейд истолковывал И. как психический механизм, являющийся одной из основ идентификации и играющий значительную роль в процессе формирования Супер-Эго (»Сверх-Я»). В психоаналитической традиции (К. Абрахам, М. Клейн и др.) значительное внимание уделялось исследованию различных параметров и качеств интроецированных (внутренних) объектов, которые понимались как специфические психические структуры, образовавшиеся в результате И. В психиатрии И. понимается преимущественно как процесс и результат отождествления себя индивидом с образом другого человека (идеального или исторического героя, влиятельного лица и т.д.).

Новая философская энциклопедия:

ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro – внутрь и іacere – бросать) – процесс, посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное психическое представительство внутри субъекта. Понятие «интроекция» введено Р.Авенариусом, который считал недопустимым «вкладывание» чего бы то ни было из воспринимаемого в сознание субъекта, так как в результате этого происходит ошибочный раскол единства эмпирического мира на «внутренний» и «внешний», на «объект» и «субъект». Единственно возможным путем избавления от интроекции Авенариус считал отказ от категорий объекта и субъекта, мышления и бытия и переход к т.н. «нейтральному» опыту на пути отрицания связи мысли с мозгом. В психоанализе [ПСИХОАНАЛИЗ]интроекция – это полное включение индивидом в свою психику воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей. Образовавшуюся в результате интроекции психическую структуру называют интроектом, интроецированным объектом или внутренним объектом.
В.В.Старовойтов

Большой психологический словарь:

(англ. introjection) — присвоение человеком внешних норм, правил, установок, способов мышления, стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия, они не становятся его собственными, не «перевариваются» им. При И. человек не прилагает усилий, чтобы определить свои желания и потребности, он скорее пассивно воспринимает то, что предлагает ему среда. В случае, когда человек «проглотил» предлагаемые ему извне ценности, нормы и т. п., он оказывается не способен отнестись к ним критически и, в результате, при изменении внешней ситуации, направляет свою энергию не на изменение неадекватных интроектов, а наоборот, на их поддержку и защиту. Еще одним следствием И. является то, что человек становится не способен различить, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал, другие. Избавление от интроектов — достаточно сложный процесс, в первую очередь потому, что у каждого человека есть долгая история интроецирования, являющегося в нашем обществе общепринятым способом воспитания и образования (социализации). Однако если человек становится способен развить в себе ощущения «Я» и четко отделить его от «Ты» или «Другие», если он научается не «проглатывать» предлагаемую информацию, а перерабатывать и присваивать ее уже в видоизмененном виде (и то и др. можно достичь, напр., через психотерапевтическую работу), он оказывается способен избавиться от чрезмерной власти интроектов. См. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ, Зеркальное Я. (А. А. Корнеев.)

Социологический словарь:

ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro — внутрь и jacio — бросаю) — англ. introjection; нем. Introjektion. 1. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации. 2. В глубинной психологии — псих, процесс, замещение внешних объектов их внутренними образами, играющий важную роль в формировании "сверх-Я", совести и пр.; противопоставляемый проекции.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru