Определение слова «ИЛАРИОН»

Большой энциклопедический словарь:

ИЛАРИОН — древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.

Большая биографическая энциклопедия:

Митроп. киевский с 1051 г., духовный писатель.
{Венгеров}

Иларион
схимонах, духовный писатель (Киев) 1910—1912 гг.
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

Иларион
Первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этогопресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом). Его поставление на митрополию было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о митрополитстве И. и его судьбе после 1055 в источниках нет. И. — автор выдающегося публицистического произведения Древней Руси «Слова о законе и благодати» (между 1037 и 1050). В богословском по содержанию сочинении И. имеется мысль о равенстве народов, высоко оцениваются деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Своё «Слово» И. закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощен чужеземцами. И. попытался наметить концепцию всемирной истории, согласно которой христианство с момента своего возникновения постепенно распространяется на все народы, в том числе и на русский. В «Слове» выражены идеи князя Ярослава Мудрого, отстаивавшего церковную независимость Киевского государства от Византии.
Лит.: Жданов И. Н., Слово о законе и благодати и похвала кагану Владимиру, Соч., т. 1, СПБ, 1904; Мller L., Des Mitropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis, Wiesbaden, 1962.

Советская историческая энциклопедия:

Первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этогопресвитер при церкви в княж. селе Берестове под Киевом). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церк. делах. Сведений о митрополитстве И. и его судьбе после 1055 в источниках нет. И. — автор блестящего ораторского произв. Др. Руси "Слова о законе и благодати" (1037-50). В богословском по содержанию соч. И. утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших рус. землю в др. странах. Свое "Слово" И. закончил молитвой за рус. землю, выразив уверенность, что рус. народ никогда не будет порабощен чужеземцами. "Слово" характеризует И. как незаурядного гос. деятеля и крупнейшего писателя Др. Руси.
=====
Публ. в кн.: Никольский Н. К., Мат-лы для истории др.-рус. духовной письменности, ОРЯС, 1907, т. 82, No 4.
=====
Лит.: Приселков М. Д., Очерки по церк.-политич. истории Киевской Руси X-XII вв., СПБ, 1913; Соколов Б., По поводу "Слова о законе и благодати Илариона", Изв. ОРЯС АН, т. 22, кн. 2, 1918; Розов Н. Н., Рукописная традиция "Слова о законе и благодати", ТрОДРЛ, т. 17, М.-Л., 1961; Mller L., Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis, Wiesbaden, 1962.

Словарь личных имен:

А, муж.; народн. Ларион, -а; разг. Илларион, -а; прост. к Ларивон, -а.
Отч.: Иларионович, Иларионовна; разг. Иларионыч.
Производные: Иларионка; Ила; Ларионка; Лариоха; Лариоша; Ларя (Лара); Ларюха; Ларюша.
Происхождение: (От греч. hilaria — веселье.)
Именины: 31 янв., 9 марта, 15 марта, 10 апр., 19 мая, 12 июня, 19 июня, 25 июля, 27 июля, 31 авг., 10 сент., 3 окт., 23 окт., 3 нояб., 20 нояб., 27 дек.

Новая философская энциклопедия:

ИЛАРИОН (сер. 11 в.) – древнерусский писатель, мыслитель, церковно-политический деятель. Автор древнейшей в отечественной мысли историософской концепции. Под 1051 г. «Повесть временных лет» сообщает об избрании Илариона общерусским митрополитом (это был первый митрополит Киевский из русского духовенства), до поставления Иларион был священником церкви Святых Апостолов в княжеской пригородной резиденции Берестово. По оценкам современников первый митрополит-«русин» был «муж благ, книжен и постник». Ядром творческого наследия Илариона является «Слово о законе и благодати», создание которого датируется временем между 1037 и 1050. Его перу принадлежат также «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово на обновление Десятинной церкви». Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбы христианизируемой Руси и дает объяснение причин и движущих сил эпохальных событий. Иларион убежден, что мировая история вершится по определенному Богом плану, а само движение ее воплощается в приобщении все новых и новых народов к «благодати» (христианству). Славянам, как и другим народам, уготовано пройти две стадии, два состояния. Внеприродный источник благодати с неизбежностью ведет древних славян из несовершенного прошлого (язычества) в совершенное будущее (обращение в христианство). Исходя из идеи равенства всех народов утверждается право молодого славянского народа «быть новыми мехами для старого вина», осуждаются претензии Византии на монопольное обладание «благодатью» и кичливость греков перед «молодыми народами» как лишенными собственной истории варварами. Иларион высказывает патриотическую мысль о великом предназначении Руси, ее способности творить великие свершения. С одной стороны, русская история – это часть мировой, а с другой – богатое и славное событиями прошлое, в котором прославляются даже великие деяния языческих князей. Вселенское мировоззрение христиан у Иллариона оплодотворено патриотической идеей. Его философско-историческая доктрина служила обоснованием национальной независимости страны. В вопросах онтологии мыслитель склонялся к гармонизации идеального и материального начал бытия. Он был уверен, что «смысленный разум» открывает возможность познания общества, истории и Бога. Идейное наследие Илариона сообщало творческие импульсы русской духовности, искавшей в рамках православия собственных путей самовыражения.
Сочинения:
1. Молдаван А.М. Слово о законе и благодати Илариона. К., 1984;
2. Идейно-философское наследие Илариона Киевского, ч. 1. М., 1986.
Литература:
1.  Жданов И.Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру. – Соч. т. 1. СПб., 1904;
2. Мильков В.В. «Слово о законе и благодати» Илариона и теория «казней Божиих». – «Альманах библиофила», в. 26. М., 1988, с. 114–121;
3. Макаров А.И. Нравственные воззрения Илариона Киевского. – Там же, с. 76–88.
В.В.Мильков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru