Определение слова «Ибн Гебироль»

Большой энциклопедический словарь:

ИБН ГЕБИРОЛЬ (латинизир. Авицеброн, Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или 1070) — еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате "Источник жизни" (на арабском языке) истолковывал форму и материю как возможность и действительность, в связи с чем утверждал материальность духовного; оказал влияние на Дж. Бруно.

Большая советская энциклопедия:

Ибн Гебироль
Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное — Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avicebrol)] (около 1021, Малага, — 1055 или 1070, Валенсия), еврейский поэт и философ. Его поэтическое творчество на древнееврейском языке (иврите) сыграло важную роль в общем обновлении еврейской поэзии в арабской Испании 10—11 вв. Произведения И. Г. относятся к различным лирическим жанрам; важнейшее — мистическая поэма «Венец царствия». Философский трактат «Источник жизни» был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Bumker, fasc. 1—3, 1892—95). И. Г. тяготел к неоплатоническому пантеизму, но, в отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит весьма яркое учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято впоследствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом И. Г.
С. С. Аверинцев.

Словарь по культурологии:

Соломон бен Иегуда (араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное — Авицеброн [Avicebron, Avencebrol, Avi-cebrol]) (ок. 1021, Малага, —1055 или 1070, Валенсия) — еврейский поэт и философ. Его философский трактат «Источник жизни» был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Baumker, fasc 1-3,1892-95). И. Г. тяготел к неоплатоническому пантеизму, но в отличие от неоплатоников придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится им вплоть до уровня Бога, причем если форма интерпретируется как творение воли Бога (И. Г. принадлежит учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности Бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение Бога и материи у И. Г. впоследствии было воспринято Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в XIX в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом И. Г., чьи тексты продолжают употребляться в синагогальном богослужении.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Новая философская энциклопедия:

ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон бен Иегуда (араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное – Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avi-cebrol)) (ок. 1021, Малага – 1055 или 1070, Валенсия) – еврейский поэт и философ. Его философский трактат «Источник жизни» был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С.Bumker, fasc 1–3, 1892–95). Ибн Гебироль тяготел к неоплатоническому пантеизму, но в отличие от неоплатоников придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится им вплоть до уровня Бога, причем если форма интерпретируется как творение юли Бога (Ибн Гебиролю принадлежит учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности Бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение Бога и материи у Ибн Гебироля впоследствии было воспринято Дж. Бруно. Трактат Ибн Гебироля не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом Ибн Гебиролем, чьи тексты продолжают употребляться в синагогальном богослужении.
Литература:
1. Dreyer К. Die religise Gedankenwelt des Salomon ibn Gabirol. Ein Beitrag zur Religionsgeschichte des jdischen Mittelalters. Lpz., 1930;
2. Thry G. L’ augustinisme mdival et le problme de la forme substantielle. – «Acta hebdomadae augustinianae-thomisticae», Torino – Roma, 1931, p. 140–200.
С.С.Аверинцев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru