Определение слова «Газали»

Большой энциклопедический словарь:

ГАЗАЛИ (аль-Газали) Мухаммед (1058 или 1059-1111) — мусульманский теолог, философ, мистик. Иранец, писал преимущественно по-арабски. В основном сочинении "Возрождение наук о вере" считал богопознание иррациональным актом индивидуального экстатического переживания, опровергал все философские системы, особенно восточный аристотелизм, дав, однако, его классическое изложение. Оказал влияние на средневековую философию, в т. ч. в Европе.

Большая советская энциклопедия:

Газали
Аль-Газали Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран,декабрь 1111, там же), мусульманский теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преимущественно по-арабски. Получил образование в Нишапуре (Восточный Иран) и Багдаде. Был преподавателем мусульманского права. Занимаясь философией, Г. пришёл к выводу о принципиальной несочетаемости веры как понятия иррационального и философии как продукта рационалистических построений, что вызвало у него глубокий психологический кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора), Г. 11 лет вёл жизнь странствующего дервиша, а затем затворника.
Основные соч. Г. — огромный компендиум «Возрождение наук о вере» («Ихйа улум ад-дин», т. 1—4, 1872), где развивается идея невозможности рационального познания бога (поскольку бог есть высшая истина), хотя Г. не отрицает достоверности построенных на рациональных основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога, по Г., возможно лишь путём экстатического переживания, выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого испытавшего его индивидуума, причём высший опыт — это интуитивное постижение богоподобности человеческой души. Душа, как и бог, согласно Г., внепространственна; мир есть результат свободного божественного волевого акта. Резкой критике подверг Г. известные ему философские системы, особенно восточный аристотелизм (Фараби, Ибн Сина); против мистического теизма Г. выступил арабский мыслитель Ибн Рушд. Система Г. во многом явилась философско-теологическим формулированием монотеистического Суфизма. Объединив его с умеренным ортодоксальным исламом, Г. выступил фактическим его реформатором.
Идеи Г. оказали воздействие на развитие мусульманской философии, средневековой еврейской философии (Маймонид, Бахил ибн Пакуда и др.) и европейских мистических учений (Раймунд Луллий, И. Экхарт и др.).
Соч.: Тахафут аль-фаласифа, Бейрут, 1927; в рус. пер. — Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорьян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.
Лит.: Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Wensinck A. J., La pense de Ghazli, P., 1940; Smith М. М., Al-Ghazl, the Mystic..., L., 1945; Абу Бекр Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-Газали, т. 1—3, Каир, 1966.

Новая философская энциклопедия:

ГАЗЛ Аб Хмид Мухаммад Ибн Мухаммад, ал (1058, Тус, Иран – 1111, там же) – мусульманский философ, крупнейший исламский богослов. Образование получил сначала в Тусе, затем в Джурджане и Нишапуре, где учился под руководством видного представителя ашаритского калама [КАЛАМ]ал-Джвайн. После смерти своего учителя (1085) ал-Газл находился при дворе сельджукского везира Низм ал-Мулка, который назначил его в 1091 преподавателем в основанном им в Багдаде медресе ан-Низмиййа. Лишившись своего покровителя, убитого исмаилитами, ал-Газл в 1095 покинул Багдад под предлогом совершения хаджжа-паломничества. Провел 11 лет в странствованиях, во время которых посетил Дамаск, Иерусалим, Мекку. В 1106 начал преподавать в медресе ан-Низмиййа, куда был приглашен везиром Фахр ал-Мулком (сыном Низм ал-Мулка). Незадолго до своей кончины вернулся в Тус.
Творчество ал-Газл многогранно и противоречиво. Трудность определения его истинных взглядов отчасти обусловлена его собственным предупреждением (в частности, в трактате «Весы деяний») о том, что сокровенные его мысли содержатся не в опубликованных сочинениях, а в предназначенных для избранных трактатах. В своей квази-автобиографии «Избавляющий от заблуждения» философ описал поиск истины, в рамках которого он прошел путь от слепой веры к каламу, от него – к арабоязычному перипатетизму(фалсафе), затем к исмаилизму [ИСМАИЛИЗМ], остановившись на суфизме [СУФИЗМ]. Согласно этому сочинению, как и трактату «Удержание широкой публики от калама», калам, способный служить делу защиты религии от опасных новшеств, мало полезен для приобретения позитивного знания, а в душу неподготовленных в теоретическом отношении людей он может внести только путаницу и сомнение. Вместе с тем позитивный очерк теологии калама ал-Газл дал в работе «Краткое изложение вероучения» («ал-Иктисд фи-л-и‘тикд»). Против исмаилитов (батинитов) направлено, помимо «Избавляющего», сочинение ал-Газл «ал-Мустазхир».
Представив сначала объективное и систематизированное изложение основных положений восточно-перипатетической логики, физики и метафизики в книге «Цели философов» («Макасид ал-фалясифа»), в работе «Опровержение философов» (точнее, «Непоследовательность философов», «Тахфут ал-фалясифа», на которую Ибн Рушд написал ответное «Опровержение Опровержения») ал-Газл доказывал неспособность мусульманских перипатетиков построить метафизику на принципах, согласующихся с буквой священных текстов (в частности, с догмами о сотворенности мира, о знании Богом единичных вещей, о телесном воскрешении). Одновременно ал-Газл пытался легализовать другие разделы перипатетической философии – логику, математику и физику, говоря о нейтральности их по отношению к религии. Особенно заметно его стремление пропагандировать логику, которой он посвятил ряд работ («ал-Кустс ал-мустакм», «Ми‘йр ал-‘илм», «Махакк ан-назар»), изменяя, однако, ее терминологию и представляя правила логики как выводящиеся из Корана и Сунны. Вместе с тем некоторые трактаты ал-Газл (например, «Ма‘аридж ал-кудс») свидетельствуют о близости его идей к метафизическим концепциям восточных перипатетиков (признание тезиса о вечности мира, теория эманации и т.п.).
Суфизму, на котором автор «Избавляющего» остановил свой выбор после долгих духовных исканий, посвящен фундаментальный труд «Воскрешение наук о вере», где дана мистическая трактовка мусульманского закона, прежде всего его культово-этических принципов. Метафизическую систему суфизма ал-Газл разрабатывал в книге «Ниша светов» («Мишкт ал-анвар»), описывая универсум в виде световой иерархии, основание которой составляют «темные», материальные предметы, а вершину – Чистый Свет, Бог.
Сочинения:
1. Воскрешение наук о вере. Избр. главы, вступительная ст. В.В.Наумкина. М., 1980;
2. Правильные весы (аль-Кустс аль-Мус-такм). Отдельные главы. – Там же;
3. Избавляющий от заблуждения. – В кн.: Григорян С.Н. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана 7–12 вв. М., 1960;
4.  Ответы на вопросы, предложенные ему. – Там же.
Литература:
1. Керимов Г.М. Газали и суфизм. Баку, 1969;
2. Наумкин В.В. Вступительная статья к указанному переводу «Воскрешения...».
Т.Ибрагим

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru