Определение слова «ГАРУДА»

Большой энциклопедический словарь:

ГАРУДА — в индуистской мифологии божественная птица, противник змеев-нагов.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(ведийское имя — Гарутман, Крылатый)царь птиц, ездовая птица-вахана Вишну солярной природы; в мифе о пахтании океана богами и демонами — похититель амриты у нагов, хтонических демонов-змеев, своих врагов. Обычно изображается как орел с человеческим туловищем.
С. Невелева

Мифологическая энциклопедия:

1) в древнеиндийской мифологии (др.-инд. Garuda, «пожиратель») царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. В ведах Г. не упоминается, но в поздневедической литературе он отождествлен с Таркшьей, конем или птицей бога солнца (Таркшьяодин из эпитетов Г.), и реминисценции солнечной природы Г. сохраняются в связанных с ним эпических и пуранических мифах. Г. — сын мудреца Кашьяпы и Винаты, дочери Дакши. Когда Г. родился, боги, ослепленные сиянием, исходящим от его тела, приняли его за А гни и восславили его как олицетворение солнца (Мбх. I 20). Устойчивый мифологический мотив, соединенный с Г., — его постоянная вражда со змеями (см. НАГИ), «пожирателем* которых он является (символическое воспроизведение борьбы солярного героя с его хтоническим противником). Этот мотив, в частности, лежит в основе легенды о похищении Гарудой амриты (восходящей к ведийскому мифу о похищении сомы орлом Индры; см. РВ IV 26, 27). Во время похищения Г. встречается в небе с Вишну. Вишну предлагает Г. дар, и Г. требует быть выше Вишну. Тогда Вишну помещает изображение Г. на своем знамени, но в ответ просит Г. быть его ездовым животным (Мбх. I 29, 12-16). Г. изображается существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом. Впервые изображения Г. появляются на индийских монетах 4-5 вв. В дальнейшем они становятся необходимой принадлежностью любого вишнуитского храма. От жены Уннати (или Винаяни) Г. имеет двух сыновей — Сампати и Джатаюса, однако по другим версиям, они дети брата Г. — колесничего солнца Аруны. П. А. Гринцер.
В буддийской мифологической интерпретации Г. — огромные птицы, вечные враги наг. Движение их крыльев порождает бурю. Им не удавалось успешно бороться с нагами, пока аскет Карамбия не научил их тайной мантре (молитве) «аламбаяна», и после этого наги уже не могли скрыться от Г. Считается, что иногда Г. могут принимать человеческий облик и в одном из своих прошлых рождений Шакьямуни был их царем. л. м. 2) В ламаистской мифологии Г. — второстепенный персонаж: в мистерии дам (в Тибете и в Монголии) появляется в жертвенном круге вместе с локальными хозяевами — духами гор. Г. как победитель змей (в буддийской иконографии изображается со змеей в клюве) имеет некоторые демоноборческие черты. В монгольском варианте сказания о Раме Г., называемый «пожирателем драконов (лу) и хозяев земли (сабдаков)», преграждает дорогу демонам, похитившим Ситу. Вошедший в мифологию монгольских народов как царь птиц, он выступает в ней одним из гигантов, властелинов. Встречается монгольский сюжет, в котором божество Очирвани (Ваджрапани) перевоплощается в Г. для борьбы с лосуном. 3) Популярный персонаж в фольклоре народов Центральной Азии и Южной Сибири (Хан Гаруди, монг. Хангарид, бурят. Хэрдиг, калм. heрд, алт. Кереде, тув. Херети, якут. Хардай). В число «трудных поручений», которые получает сказочно-эпический герой, входит поход к Г., живущему в неслыханно далеких краях. Г. находится в постоянном конфликте со змеем, поедающим его птенцов (они иногда представляются антропоморфными: в виде прекрасных девушек). Гигантский змей (напр., Аврага Могой) выходит из океана в отсутствие Г. и нападает на его гнездо. Герой убивает змея, и благодарный Г. становится его чудесным помощником (ср. аналогичные сюжеты, связанные с птицей каракус или симург у тюркских народов).
С. Ю. Неклюдов.

Теософский словарь:

(Санскр.) Гигантская птица в "Рамаяне", конь Вишну. Эзотерическисимвол большого Цикла.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Garuda) — мифическое существо, царь птиц, наполовину человек, наполовину птица; верхом на нем изображается Вишну. Блеск Г. был так велик, что вскоре после своего рождения он был принят богами за Агни, бога огня, и они поклонились ему. У Г. был сын Сампати, являющийся в эпосе Рамаяна союзником Рамы. Создание мифологического образа Г., родственного с другими подобными (Симург персов, Анка арабов, Гриф европейцев и т. д.), относится к индийскому средневековью. Древнейшими памятниками, в которых уже есть речь о Г., являются древние буддийские Сутры, возникшие, вероятно, около V-IV вв. до Р. X. Первично это была, вероятно, солнечная (жар) птица (уже в Ригведе солнце называется птицей, орлом), тем более, что и сам Вишну — первично солнечный бог.
С. Булич.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru