Определение слова «"ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ"»

Советская историческая энциклопедия:

Направление в бурж. философии 19-20 вв., рассматривающее все существующее как форму проявления жизни (т. н. изначальная реальность), к-рая, по мнению приверженцев этого направления, не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Возникло в 60-70-е гг. 19 в. как своеобразная реакция на методологич. установки позитивизма, отрицавшего за философией право на самостоят. решение проблем бытия. Представители "Ф. ж." (Ф. Ницше, Т. Лессинг, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гасет, О. Шпенглер и др.) претендовали на создание новой теории познания, основанной на интуиции, к-рая, по их мнению, одна только позволяет проникнуть внутрь познаваемого объекта, чтобы слиться с его индивидуальной, невыразимой в общих понятиях, природой. Интуитивное знание предполагало изначальное тождество субъекта и объекта, в основе к-рого лежит одно и то же жизненное начало.
=====
Т. н. исторический вариант "Ф. ж." акцентировал внимание на культурно-ист. опыте, интерпретируемом как непосредств. внутреннее переживание и проявляющемся в неповторимых уникальных ист. образах. Задача историка т. о. сводилась исключительно к изучению духовной культуры прошлого, прежде всего деятельности отдельных личностей. По существу единственным методом ист. познания признавалось: "понимание" или "вчуствование", т. е. как бы повторное переживание исследователем душевного состояния тех или иных ист. личностей. Все это вело к отрицанию самой возможности объективного ист. знания и законов обществ. развития. Характерный для "Ф. ж." культ аристократически-индивидуального творчества порождал дух элитарности (теории "духовной" и "физической" иерархии) и культ силы. В 20 в. многие принципы "Ф. ж." были заимствованы и развиты экзистенциализмом и персонализмом.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru