Определение слова «фагот»

Толковый словарь Ефремовой:

фагот м.
Духовой деревянный музыкальный инструмент тенорово-басового диапазона с коническим — слегка расширяющимся — каналом и двойной тростью.

Толковый словарь Ушакова:

ФАГО́Т, фагота, ·муж. (·итал. fagotto, ·букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато-гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из которых приделан металлический язычок. Играть на фаготе. «Вдруг из-за двери в зале длинной фагот и флейта раздались.» Пушкин.

Большой энциклопедический словарь:

ФАГОТ (итал. fagotto, букв. — узел, связка)деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность — контрафагот.

Большой словарь иностранных слов:

Фагота, м. [ит. fagotto, букв. связка] (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из к-рых приделан металлический язычок.

Толковый словарь Кузнецова:

фагот
ФАГОТ -а; м. [итал. fagotto] Духовой деревянный музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.
Фаготный, -ая, -ое. Ф. клапан. Ф. металлический язычок. Ф-ые звуки. Фаготист (см.).

Малый академический словарь:

фагот
-а, м.
Духовой деревянный музыкальный инструмент низкого тембра с коническим каналом и двойной тростью.
[итал. fagotto]

Музыкальная энциклопедия:

(итал. fagotto, букв. — узел, связка; нем. Fagott, франц. basson, англ. bassoon) — духовой язычковый муз. инструмент. Появился в 20-30-х гг. 16 в. в результате реконструкции старинной бомбарды (поммера). Состоит из ствола, раструба и эса. Ствол — в форме лат. буквы U (как бы сложен пополам) и имеет 3 колена: басовая труба, "сапожок" (имеет 2 канала; в нём находится обратный ход трубки Ф.) и флигель (крыло). Благодаря изменению конструкции исчезли свойственные поммеру и др. предшественникам Ф. сила и грубость звучания, что отразилось в назв. инструмента (в 16 в. — дольчиан, дульциан — dolcian, dulcian; от итал. dolceнежный, сладкий). Ф. изготовляется из клёна (в прошлом делался из бука, самшита, явора или пальмового дерева), ныне иногда делается из пластмассы. Звук извлекается при помощи камышовой двойной трости, надеваемой на эс. Канал (длина более 2,5 м) имеет пологоконическое; расширяющееся к раструбу сверление. Звуковые отверстия (25-30) б. ч. прикрыты клапанами, лишь 5-6 из них открытые, закрываются пальцами. Имеет спец. клапаны для облегчения передуваний. Почти повсеместно (кроме франц. оркестров) используются Ф. с клапанным механизмом нем. системы. Такой Ф. создан в 1834 нем. мастером И. А. Хеккелем и фаготистом К. Альменредером (фирма "Хеккель", осн. в 1831, существует и ныне). Ф. их конструкции — с 24 клапанами и 5 открытыми отверстиями. Ф. изготовляется in С., в партитурах записывается в действит. звучании, диапазон — В1 (иногда А1 напр. в "Кольце нибелунга" Р. Вагнера) — e2 (g 2). У совр. Ф. тембр сочный и полный в нижнем (B1 — G) и менее плотный в среднем (G — g) регистрах; высокий регистр (g — с2) обладает певучестью. Своеобразие тембра в высоком регистре придаёт звучанию особую выразительность, оно приближается к жалобным интонациям человеческого голоса (напр., в балете "Весна священная" Стравинского); высший регистр (с2 — е2) сдавлен и очень напряжён. Технич. и художеств. возможности Ф. велики и разнообразны — от виртуозных стаккатных и легатных пассажей, различных скачков до нежной кантилены. Ф. используется главным образом в симф. оркестре (постоянным его участником стал с кон. 17 в.; в совр. симф. оркестре два-три, редко четыре Ф.; иногда 4-й Ф. меняется во время исполнения на контрафагот), часто используется в камерных, дух. и эстр. оркестрах, а также в ансамблях и соло (концерты для Ф. с оркестром написали А. Вивальди, И. К. Бах, В. А. Моцарт, К. М. Вебер, И. Пауэр, а также Л. К. Книппер, Б. В. Савельев и др.). Партия Ф. нотируется в басовом, теноровом, скрипичном (редко) ключах и (как исключение) в альтовом (в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова).
В России Ф. известен с кон. 17 — нач. 18 вв. Ф. широко использовался в качестве солирующего инструмента в рус. классич. музыке, напр. М. И. Глинкой ("Руслан и Людмила", испан. увертюра для оркестра "Арагонская хота"), Н. А. Римским-Корсаковым (оперы "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.).
Из многочисл. разновидностей Ф., появлявшихся в 16-19 вв., были распространены разл. типы малых Ф., в т. ч. фаготтино (итал. fagottino), звучащий октавой выше Ф., теноровый Ф. in G (реже in F; диапазон G — f1), применяющийся гл. обр. для обучения игре на Ф., и рус. Ф. (диапазон G (F, E) — g1), сходный с серпентом (отличался металлич. котлообразным мундштуком), использовавшийся в воен. оркестрах. В России такие Ф. бытовали под назв. пехотных и драгунских басов, производились в 1744-59 на фабрике Е. Т. Мецненинова, изготовлялись из самшита (мастер Я. И. Рогов). В совр. практике сохранился контрафагот, к-рый включали в свои партитуры В. А. Моцарт (орк. пьеса "Масонская траурная музыка" и серенады для оркестра), Й. Гайдн (оратории "Сотворение мира" и "Времена года"), Л. Бетховен (опера "Фиделио", 5-я и 9-я симфонии, "Торжественная месса" и др.), в 20 в. — К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равель. К семейству Ф. относится также редко применяемый субконтрафагот (изобретён в 1872 мастером В. Ф. Червеным), звучащий на октаву ниже контрафагота.
Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 115-20, 1972; Рогаль-Левицкий Д., Фагот, в его кн.: Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 426-66; Левин С., Фагот, М., 1963; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Неклюдов Ю., О конструктивных усовершенствованиях фагота, в кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, вып. 2, М., 1966, с. 232-45; Heckel W., Der Fagott, Biebrich am Rhein, 1899, Lpz., 1931; Оrefiсe A., Storia del fagotto, Torino, 1926; Langwill L. G., The bassoon: its origin and evolution, в изд.: Proceedings of the musical association, 66 Session, 1939-1940, Leeds, 1940; eго же, The bassoon and double bassoon, L., (1948); Piston W., Orchestration, N. Y., 1955, p. 188-205; Кunitz H., Pagott, Lpz,, 1957 (Die Instrumentation, Tl 5); Sрenсеr W., The art of bassoon playing, Evanston, Ill., 1958; Lehmann P. R., The harmonic structure of the tone of bassoon, Michigan, 1963.
А. А. Розенберг.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
фагот, -а

Толковый словарь Ожегова:

ФАГОТ, а, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.
| прил. фаготный, ая, ое.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

германизм
инструмент
контрафагот
фаготик
фаготино

Этимологический словарь Макса Фасмера:

фагот
(например у Чехова). Через нем. Fagott или непосредственно из ит. fagotto от лат. fgus "бук".

Грамматический словарь Зализняка:

Фагот, фаготы, фагота, фаготов, фаготу, фаготам, фагот, фаготы, фаготом, фаготами, фаготе, фаготах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru