Определение слова «ДЖАДИДИЗМ»

Большой энциклопедический словарь:

ДЖАДИДИЗМ (от араб. джадид — новый) — культурно-реформаторское, просветительское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Ср. Азии в кон. 19 — нач. 20 вв. В основе — введение в мусульманских школах нового метода обучения чтению, ряда светских предметов. Джадиды выступали за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, во время Революции 1905-07 — за реформы политического устройства страны. Играли ведущую роль в партии "Иттифак-аль-муслимин", после Февральской революции создали партии "Шура-и-ислам" в Ср. Азии, "Милли-Фирка" в Крыму. Часть джадидов признали советскую власть, другие сотрудничали с белым движением и басмачами, впоследствии эмигрировали.

Большая советская энциклопедия:

Джадидизм
(от араб. усул-и-джадид — новый метод)
буржуазно-либеральное, националистическое движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Средней Азии. Первоначально — узкое, культурническое движение за реформу старой системы мусульманского образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европейского образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. В Средней Азии в период Революции 1905—07 и в последующие годы Д. вышел из первоначальных культурнических рамок и приобрёл ярко выраженную окраску буржуазно-либерального, контрреволюционного политического движения и идеологического течения. Социальной базой Д. были преимущественно буржуазные слои населения Средней Азии и часть национальной интеллигенции. Джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с татарскими и азербайджанскими пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революционных выступлений. Среднеазиатский Д. до 1917 не сумел приобрести определённых организационных форм. Джадидами называли тех, кто высказывался за необходимость ликвидации некоторых феодальных пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за ограниченную реформу ислама и религиозных школ, за приспособление ислама к буржуазному развитию национальных окраин Российской империи и потребностям национальной буржуазии. Но определённой программы, как и руководящего центра и устава, джадиды не имели. Они группировались вокруг отдельных джадидских издательств, газет и журналов, которые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т.п. К ним временами примыкали отдельные представители демократической интеллигенции (например, Хамза Хаким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Д. как политическим течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Д. в Средней Азии оказала буржуазная младотурецкая Революция 1908.
После Февральской революции 1917 джадиды создали свои националистические партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младобухарскую и младохивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Октябрьской революции 1917 джадиды были в числе организаторов Гражданской войны против Советской власти, вдохновителями реакционной так называемой «Кокандской автономии» (См. Кокандская автономия), вступали в соглашение с русскими белогвардейцами (А. И. Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С установлением Советской власти в Средней Азии Д. был ликвидирован.
Лит.: Гафуров Б. Г., История таджикского народа. В кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А. В., Революция 1905—1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542 — 66; История Узбекской ССР, т. 2, Таш., 1968; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции, «История СССР», 1963, № 2.
А. В. Пясковский.

Советская историческая энциклопедия:

(араб. усул-и-джадид — новый метод) — бурж.-либеральное, националистич. движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди тат. буржуазии. Первоначально — это узкое, культурнич. движение за реформу старой системы мусульм. образования, за необходимость европ. образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. Основоположником, активным пропагандистом Д. был крымский татарин мурзак (потомств. дворянин) и крупный землевладелец И. Гаспринский, издававший в Бахчисарае в 1883-1914 тат. бурж.-националистич. газету "Тарджиман" ("Переводчик"). В Ср. Азии в период революции 1905-07 и в последующие годы Д. перешагнул первонач. культурнич. рамки и приобрел ярко выраженную окраску бурж.-либерального, контрреволюц.- националистич. политич. движения и идеологич. течения. Социальной базой Д. были преимущественно бурж. слои населения Ср. Азии и часть нац. интеллигенции. Попытки джадидов увлечь массы националистич. лозунгами не увенчались успехом. В период революции 1905-07 трудящиеся Ср. Азии пошли не за нац. буржуазией, а за рус. рабочим классом. Туркестанские, бухарские и хивинские джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с тат. и азерб. пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революц. выступлений. Перед бухарским эмиром и хивинским ханом они выступали с просьбами о социальных и политич. реформах, содействующих бурж. развитию. Среднеазиатский Д. до 1917 не сумел приобрести определенных организац. форм. Джадидами называли тех, кто высказывался за необходимость ликвидации нек-рых феод. пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за огранич. реформу ислама и религ. школ, за приспособление ислама к бурж. развитию окраин и потребностям нац. буржуазии. Но определенной программы джадиды не имели. Отсюда множество оттенков во взглядах, иногда прямо противоположных предложений, противоречивость в высказываниях и установках джадидов, отражавших разнородные влияния. Общим для всех групп был узкоогранич. характер предлагаемых ими реформ. Наиболее близкой для себя джадиды считали кадетскую партию. Они резко выступали против с.-д. Д. не имел не только общей программы, но и руководящего центра и устава. Джадиды группировались вокруг отдельных джадидских издательств, газет и журналов, к-рые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т. п. К ним временами примыкали отдельные представители демократич. интеллигенции (напр., Хамза-Ха-ким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Д. как политич. течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Д. в Ср. Азии оказала бурж. младо-турецкая революция 1908. По примеру младо-турецкой бурж.-националистич. партии "Единение и прогресс" джадиды часто именовали себя младо-бухарцами (в Бухаре), младо-хивинцами (в Хиве), младо-сартами или младо-мусульманами (в Туркестане). Лидерами среднеазиатского Д. были: Махмуд-ходжа Бек Буди, Мунавар-Кары Абдурашидов, Абдур-Рауф-Фитрат, Убейдулла Ходжаев (Туркестан), Файзулла Ходжаев (Бухара), Палван-Нияз Ходжи-Юсупов (Хива) и др.
=====
После Февр. революции 1917 джадиды создали свои националистич. партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младо-бухарскую и младо-хивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Окт. революции джадиды были в числе организаторов гражд. войны против Сов. власти, вдохновителями т. н. "Кокандской автономии", вступили в соглашение с рус. белогвардейщиной (Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С построением социализма в Ср. Азии Д. был окончательно ликвидирован.
=====
Лит.: Гафуров Б. Г., История таджикского народа в кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А. В., Революция 1905-1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542-566; История Узбекской ССР, т. 1, кн. 2, Ташкент, 1956, с. 278-280; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Окт. революции, "ИСССР", 1963, No 2.
=====
A. B. Пясковский. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru