Определение слова «Диоскуры»

Большой энциклопедический словарь:

ДИОСКУРЫ — в греческой мифологии сыновья Зевса и Леды, герои-близнецы (смертный Кастор и бессмертный Полидевк) — совершившие ряд подвигов. Кастор славился как укротитель коней, Полидевк — как кулачный боец.

Архитектурный словарь:

(греч. Dios — бог Зевс, koros — сын) — мифологические братья-близнецы Кастор и Полидевк, рожденные от Зевса и Леды, символ преданной братской любви. Кастор считался укротителем коней, Полидевк слыл искусным кулачным бойцом. Диоскуры считались защитниками государства и покровителями гимнастики. В искусстве они изображались прекрасными юношами с конями, каковыми представил их П. Трискорни у портика Конногвардейского манежа.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

Диоскуры
(греч. Diskuroi, буквально — сыновья Зевса)
в древнегреческой мифологии сыновья Зевса и Леды (См. Леда), герои-близнецы (смертный Кастор и бессмертный Полидевк). Согласно мифам, Д. совершили ряд подвигов (поход в Аттику, чтобы освободить сестру Елену (См. Елена), похищенную Тесеем (См. Тесей), участие в походе аргонавтов (См. Аргонавты) и др.). Кастор славился как укротитель коней, Полидевк — как кулачный боец. По происхождению Д. — местные спартанские божества, которым в историческое время воздавались почести как покровителям спартанского государства.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Диоскуры, -ов (мифол.)

Теософский словарь:

(Греч.) Наименование Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера и Леды. Их празднество, Диоскурии, проводилось спартанцами с большим весельем.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Кастор и Поллукс, близнецы, дети Леды. В Илиаде и Одиссее имя Д. не встречается. В Одиссее Кастор и Поллукс называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По обычному, распространенному после Гомера взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Поллукса — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. Когда возникла ссора по поводу украденного Д., в сообществе с автаретидами, стада быков — или, по другому сказанию, по поводу похищенных Д. у автаретидов (Ида и Ликка) дочерей Левкиппа, — то Кастор был убит Идом, а Поллукс одолел Ликка, и Зевс молнией убил Ида. Когда же Зевс, на просьбу Поллукса дать ему умереть вместе со братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными. Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причем один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индусским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему арийским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Д. чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе. Сказание говорит еще об участии Д. в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тезея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену. Во время летнего солнцестояния Д. приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нем. Д. с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединенными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Д., с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Поллукс — кулачным бойцом.
Ср. Myriantheus, "Die Avins oder arischen D." (Мюнх., 1876); Deneken, "De Theoxeniis" (Б., 1881); Вс. Миллер, "Очерки арийской мифологии; т. I. Асвины. Диоскуры" (Москва, 1876).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru