Определение слова «Дейве»

Мифологическая энциклопедия:

(литов. deiv, deve, «богиня»)
в литовской мифологии первоначальное обозначение богини высших уровней пантеона и всего класса таких персонажей (см. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ); позднеедухи, прекрасные девы с длинными волосами и большими грудями; мастерски выполняют любую женскую работу, особенно прядение и тканье (преследуют тех, кто занимается этим в четверг). Д. любят детей, нередко влюбляются в юношей и даже выходят замуж; жить с нимисчастье, но при нарушении табу они уходят. Иногда Д. или лаумедухи леса и воды (ср. РУСАЛКИ) или ведьмы. Литовский автор 16 в. Мажвидас, сообщающий, что у литовцев есть сто Д., если не больше, перечисляет их наряду с нечистыми духами. В поздних источниках Д. иногда приписываются некоторые конкретные функции: так, святая Д. обозначает божество дождей или богиню чумы, смерти (ср. ГИЛЬТИНЕ). Эти характеристики Д. позволяют связать ее с Диевасом, в частности, когда это имя обозначает Перкунаса. Тем самым реконструируется мотив супружеской пары, в которой муж (громовержец) — на небе, женавнизу, на земле или даже в подземном царстве (ср. характерную замену «путей Д.» на «пути Веле» — Велса в фольклоре, где Д. объединяется с противником Перкунаса, демоном подземного мира); таким образом, Д.- женский персонаж основного мифа восточно-балтийской мифологии. Д., как правило, помещается в пантеоне на более низком уровне, чем Диевас, и обнаруживает тенденцию к превращению в злого духа. В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Литовск. богиньки. Им посвящены были особые каменные жертвенники на Литве и Жмуди, в житницах. Такие божьи камни (Deivuakmenai — собств., камни богинек) еще в 1820-х гг. встречались в Шавельском, Тельшевском, Поневежском, Вилькомирском уездах, на берегах р. Шешувы и в других местах и считались ночным местопребыванием и игрищем литовских богинь судьбы. Ср. Юцевич (Людвиг из Покиева), "Litwa p. wzgledem staroyt. zabytkw" (Вильно, 1846, стр. 28-31). По словам иезуитов-миссионеров 1600 г., они считались хранительницами домашнего скота и хлеба и соответствовали латышскому растительному демону Цероклису. Жертвоприношения им состояли из крови жертвенных животных, петуха, первых плодов или зерен нового земледельческого года, первого куска и глотка при еде и т. д. Почитание этих Д. или богинек напоминает боготворение земли-матушки (см. Дирволите) или жемины, у древних пруссов айстов — матери богов (mater deorum). Ср. A. Mierzyski, "rda do mytologii litewskiej" (Варш., 1892, стр. 11-20). О подобных женских существах ср. Н. Сумцова, "Boginki-Mamuny" (Варш., 1891), и Вольтера, "Материалы для этногр. латыш. пл." (см.); О Д. в смысле леших — см. там же.
Э. В.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru