Определение слова «Брянск»

Большой энциклопедический словарь:

БРЯНСК — город в Российской Федерации, центр Брянской обл., на р. Десна. Железнодорожный узел. 460,5 тыс. жителей (1992). Машиностроение и металлообработка (ПО "Брянский машиностроительный завод", "Брянский автомобильный завод", "Брянсксельмаш" и др.) — химическая, легкая (в т. ч. камвольное ПО) — пищевая и др. промышленность. 4 вуза. 2 музея. 3 театра. Известен с 1146.

Словарь географических названий:

адм. центр Брянской обл. (с 1944 г.), на р. Десна, на пересечении ж. д. ОрёлРига и Москва – Киев. 463 тыс. жителей (1998). Основан в 985 г. (упоминается впервые в 1146 г. как Дебрянск), с 1252 г. – центр Брянского княжества, в 1356–1500 гг. – в составе Литвы, с 1503 г. – в России. Покровский собор (1626); церкви: Петропавловская (1702), Троицкая (XVII в.), Тихвинская (1775), Воскресенская (1741), Преображенская Спасо-Глебовская (1904). Здания Петровской таможни, директора арсенала, казарм Дорогобужского полка (XVIII в.); почтамта (1931), завода "Арсенал" (1783). 4 вуза и 2 филиала вузов, 3 театра, цирк, филармония, 5 музеев. В 1873 г. в г. Бежица (включен в городскую черту Б. в 1956 г.) основан Брянский рельсопрокатный завод. Металлургия (сталелитейный завод), маш-ние, строит., хим., деревообр., лёгкая и пищ. пром-сть. Жел.-дор. узел (вокзалы Брянско-Орловский, Брянско-Льговский), аэропорт (к С. от центра). Род. инок Троице-Сергиева монастыря А. Пересвет, писатель-партизан Д. Н. Медведев, конструктор танков А. А. Морозов. На юго-зап. окраине Свенский монастырь.

Большая советская энциклопедия:

Брянск
Город, центр Брянской области РСФСР. Расположен на р. Десне, при впадении р. Болвы. Крупный узел железных дорог (линии на Москву, Киев, Харьков, Гомель, Смоленск, Орёл и Вязьму). В 1956 в состав Б. вошёл соседний промышленный город Бежица. 318 тыс. жителей (1970; в1939 — 174тыс., в 1959 — 207 тыс. жителей).
Б. возник как укрепленный пункт на высоком правом берегу Десны, среди лесов. Первоначальное названиеБрынь, затем Дебрянск. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146. В 12 в. принадлежал черниговским князьям, с 1252 — «стольный» город удельного Брянского княжества. В 1356 был захвачен литовским князем Ольгердом и находился под властью Литвы и Польши. В 1500 войско Ивана III овладело Б., и он окончательно вошёл в состав Московского государства. При Петре I был заново укреплен; в городе заложена корабельная верфь, на которой в 1737—39 строились суда Брянской флотилии для похода в Турцию. В 1783 в Б. был основан арсенал для изготовления осадной и полевой артиллерии. В 1709 вошёл в состав Киевской губернии, а с 1778 — уездный город Орловской губернии. В 19 в. Б. становится центром Брянского промышленного района; в 70-х гг. возникает акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического заводов. В 1898—1900 был создан Орловско-Брянский комитет РСДРП. Советская власть в Б. установилась 25 октября (7 ноября) 1917. В период Великой Отечественной войны Б. был занят (6 октября 1941—17 сентября 1943) немецко-фашистскими захватчиками; в окрестностях города (в брянских лесах) действовало около 60 тыс. советских партизан.
Б. — крупный индустриальный центр. В промышленности ведущую роль играет машиностроение: заводымашиностроительный (бывший паровозостроительный), автомобильный, дорожных и сельскохозяйственных машин, «Строммашина» и др.; главная продукция — дизели, тепловозы, специальные (изометрические и др.) грузовые вагоны, тяжёлые тракторы, бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, асфальтосмесители, узлы и агрегаты для автомашин, оборудование для цементных заводов, дробилки, машины и оборудование для сельского хозяйства и др. Развиты передельная металлургия и выпуск стального литья; производство стройматериалов (завод силикатного кирпича, кирпично-известковый и строительных деталей комбинаты, завод железобетонных изделий и др.), лёгкая (камвольный комбинат, швейные и обувные фабрики), пищевая (мелькомбинат, мясокомбинат, молочный завод и др.), деревообрабатывающая промышленность. Б. получает газ по газопроводам из Дашавы и Шебелинки. Имеется тепловая электростанция.
В Б. — институты транспортного машиностроения и технологический, 12 средних специальных учебных заведений; драматический театр; краеведческий музей. Современный Б. делится на 4 района, различных по внешнему облику и экономическому значению. Ядро городаПокровская гора, расположенная на крутом правом берегу Десны, на левобережье Десны — южная часть Б., его привокзальный район. Основной индустриальный район расположен в северной части города при слиянии Болвы и Десны (бывший г. Бежица); в северо-западной части Б. формируется новый промышленный район.
Лит.: Соколов В. и Шавырин Б., Брянск. Историко-экономический очерк, Брянск, 1952; Волохов В. П., Брянск, Тула, 1968.

Брянск. Комсомольская улица.

Брянск. Гостиница «Десна».

Советская историческая энциклопедия:

Город, центр Брянской обл. РСФСР. Крупный ж.-д. узел и промышленный центр, порт на р. Десне. 207 т. ж. в 1959; по оценке на 1 января 1961 — 231 т. ж. (в 1897 — 23,5 т. ж., в 1913 — 30,7 т. ж., в 1939 — 174 т. ж.). Возник как укрепленный слав. пункт на прав. (высоком) берегу Десны. Вокруг Б. были лесные дебри (отсюда первоначальное назв. — Брынь, затем Дебрянск). Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146; располагался на Покровской Горе, где находился кремль с дубовыми стенами и подземным ходом к Десне. В 12 в. принадлежал черниговским князьям, с 1252 — "стольный" город Брянского удельного кн-ва. В 1356 был захвачен литов. кн. Ольгердом и находился под властью Литвы и Польши. В 1500 войско Ивана III овладело Б. и с этого времени он окончательно вошел в состав Моск. гос-ва. При Петре I заново укрепляется, в городе закладывается корабельная верфь, на к-рой в 1737-39 строились суда Брянской флотилии для похода в Турцию. В 1783 в Б. основывается арсенал для изготовления осадной и полевой артиллерии. В 1709 вошел в состав Киевской губ., а с 1778 — уездный город Орловской губ. В 19 в. Б. становится центром Брянского пром. района; в 70-х гг. возникает акц. об-во Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического заводов. В 1898-1900 был создан Орловско-Брянский к-т РСДРП. Сов. власть в Б. установилась 25 окт. (7 нояб.); фактически уже 20 окт. (2 нояб.) 1917, когда образовался большевистский ревком, постановления его имели обязат. силу. За годы Сов. власти Б. превратился в крупный центр машиностроения. В период Вел. Отечеств. войны Б. был занят (6 окт. 1941 — 17 сент. 1943) нем.-фаш. захватчиками и разрушен; в окрестностях города — в брянских лесах — действовало ок. 60 тыс. сов. партизан. В послевоен. время город и его промышленность восстановлены и реконструированы. Промышленность Б. в 1960 увеличила валовый выпуск продукции по сравнению с 1940 в 3 раза. В Б. — 2 вуза, краеведч. музей.
Лит.: Соколов В., Шавырин Б., Брянск. Ист.-экономич. очерк, Брянск, 1952; Говоров М., Соколов В., Ист. местб Брянской обл., Брянск, 1955, с. 13; ПСРЛ, т. 2, СПБ, 1843, с. 28.
=====
М. Я. Попов. Москва.

Этимологический словарь Крылова:

Название это поначалу имело вид Дъбрянск, что говорило о непроходимых лесах, дебрях, окружавших город. Впоследствии две первые буквы названия отпали.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Местн. н. из *Дьбряньскъ, ср. дебрь.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru