Определение слова «БОЛДЫРЕВ»

Большая советская энциклопедия:

I
Болдырев
Александр Николаевич [р. 16(29).5.1909, Петербург], советский востоковед. Окончил восточный факультет ЛГУ (1931). Профессор ЛГУ. Заведующий кафедрой иранской филологии восточного факультета ЛГУ (1950). Труды Б. посвящены истории персидско-таджикской классической литературы, средневековым письменным памятникам на персидском языке и таджикскому фольклору. Подготовил и издал критические тексты «История Бадахшана» (1959) и «Бади аль вакаи» (1951) Зайнаддина Васифи.
Соч.: Тезкирэ Хасана Нисори, как новый источник для изучения культурной жизни в Средней Азии XVI в., «Тр. отдела истории культуры и искусства Востока», 1940, т. 3; Алишер Навои в рассказах современников, в сборнике; Алишер Навои, М.— Л., 1946; Зайнаддин Васифи. (Опыт творческой биографии), Душ., 1957.
Ч. Байбурди.
II
Болдырев
Алексей Васильевич [16(27).3.1780 — 17(29).8.1842, Москва], русский языковед-востоковед. Окончил Московский университет (1805). Профессор (1815) и ректор Московского университета (1832—37). Положил начало изучению в университете арабского, древнееврейского, персидского и древних восточных языков. Составил первую на русском языке «Краткую арабскую грамматику» (1827). Автор «Арабской хрестоматии» (1824), «Новой арабской хрестоматии» (1832) и «Персидской хрестоматии» (1826), служивших до конца 19 в. учебными пособиями.
III
Болдырев
Анатолий Капитонович [14(26).10.1883, Грайворон Курской губернии, — 25.3.1946, окрестность Магадана], советский кристаллограф и минералог, доктор геолого-минералогических наук (1934). Профессор Ленинградского горного института (1921). С 1918 работал в Геологическом комитете (ныне Всесоюзный научно-исследовательский геологический институт). Продолжая работы Е. С. Федорова, Б. предложил метод определения химического состава минералов на основании измерений их кристаллов (1925). Создал одну из первых в России рентгенометрических лабораторий. Под его руководством составлен «Рентгенометрический определитель минералов» (ч. 1—2, 1938—39).
Соч.: Курс описательной минералогии, в. 1—3, Л.— М., 1926—35; Кристаллография, 3 изд., Л.—М., 1934.

А. К. Болдырев.
IV
Болдырев
Василий Георгиевич [5(17).4.1875 — умер после 1932], один из руководителей контрреволюции в Сибири, генерал-лейтенант (1917). Окончил Пензенское землемерное училище, Военно-топографическое училище (1895) и Академию Генштаба (1903). Во время 1-й мировой войны на штабных и командных должностях, с сентября 1917 командовал 5-й армией. После Октябрьской революции за неподчинение приказам советского командования арестован, но вскоре освобожден. В 1918 член контрреволюционных организаций «Национальный центр» и «Союз возрождения». В сентябре — ноябре 1918 член Уфимской директории (См. Уфимская директория) и главком её войск. После переворота Колчака выслан колчаковским правительством в Японию; был сторонником широкой японской интервенции. В 1920—1922 занимал различные военные посты в белогвардейских правительствах Дальнего Востока. После освобождения Владивостока от интервентов и белогвардейцев (1922) арестован, в тюрьме заявил о своём желании служить Советской власти и в 1926 был амнистирован. Автор ряда работ по военной истории и тактике, а также воспоминаний «Директория. Колчак. Интервенты» (ч. 1—3, 1925).

Новая философская энциклопедия:

БОЛДЫРЕВ Дмитрий Васильевич [20 апреля (2 мая) 1885, Петербург – 12 мая 1920, Иркутск]русский философ, писатель, публицист. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1918 переехал в Пермь, получив должность доцента местного университета, затем в Омск, где возглавил пресс-бюро при правительстве Колчака. Был арестован революционными властями и умер в заключении от тифа. Разработал теоретико-познавательную концепцию «объективизма», близкую интуитивизму Н.О.Лосского [ЛОССКИЙ Н.О.] и С.Л.Франка [ФРАНК С.Л.]. Опираясь на некоторые идеи Демокрита и Плотина, пытался дать антисубъективистское истолкование проблемы отношения «знания» и «бытия», полагая, что между этими сторонами действительности «нет разницы по существу», ибо «познавательный образ есть тот же предмет, только в ослабленной степени» своих излучений и вибраций, заполняющих Вселенную и остающихся даже после гибели их макроисточника. Поэтому независимо от наших противоречивых мнений о мире он един, абсолютен и познаваем «в своих подлинных качествах». Внесубъектные, «внетелесные» содержания знания (первичные и вторичные качества, воспоминания, а также фантазии и логические абстракции) Болдырев называл «представлениями». В них «бытие» явлено нашему я «таким, каким оно существует». Ощущения – всецело внутрителесные состояния (голода, озноба, усталости и пр.). Солипсизм рождается от смешения с ними вторичных качеств. Чувство, мысль и воля (сфера психического) трактовались им как своеобразные эпифеномены, в основе которых лежит конкретный тип координации «ощущения и представления». Так, мысль – это «сопряженность», «со-знание» посредством акта внимания познающего я с предметом познания, локализуемое в области головного мозга и органов восприятия. В своих политических воззрениях Болдырев был сторонником концепции православно-монархической теократии, особенностью которой являлась идея не политического, а «духовного» руководства Церкви, отделенной от государства, и подчинения «царства» не первосвященнику, а соборному священству.
Сочинения:
1. Огненная купель. – «Русская мысль», 1915, № 11; № 12;
2. Знание и бытие. Харбин, 1935.
Литература:
1. Лосский Н.О. Предисловие. – В кн.: Болдырев Д.В. Знание и бытие. Харбин, 1935.
Н.Старченко

Словарь русских фамилий:

см. БОЛДАРЕВ

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru