Определение слова «Бахофен»

Большой энциклопедический словарь:

БАХОФЕН (Bachofen) Иоганн Якоб (1815-1887) — швейцарский историк права. Положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата.

Большая советская энциклопедия:

Бахофен
(Bachofen)
Иоганн Якоб (22.12.1815, Базель, — 25.11.1887, там же), швейцарский историк права. Положил начало изучению истории семьи. В труде «Материнское право» (1861) и др. выдвигал тезис об универсально-историческом развитии первобытного человечества от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем отцовскому праву. Основу этого развития Б. неправильно видел в эволюции религиозных идей. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув критике и отбросив идеалистические идеи Б., использовали его работы при создании материалистической концепции первобытной истории.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.—Л., 1948.

Советская историческая энциклопедия:

(Bachofen), Иоганн Якоб (22.XII.1815 — 25.XI.1887) — швейц. историк права. Положил начало изучению истории семьи. В своем осн. труде "Материнское право" (Das Mutterrecnt. Eine Untersuchung ber die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religisen und rechtlichen Natur", Stuttg., 1861), в "Антикварных письмах" ("Antiquarische Briefe", 1-2, Stras., 1880-86) и других работах выдвигал тезис об универсально-ист. развитии первобытного человечества от первонач. беспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем отцовскому праву. Основу этого развития Б. неправильно видел в эволюции религ. идей. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув критике и отбросив идеалистич. идеи Б., использовали его работы при создании материалистич. концепции первобытной истории.
=====
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, (M.), 1953; Косвен М. (О.), И. Я. Бахофен, "СЭ", 1933, No 1; его же, И. Я. Бахофен и рус. наука, "СЭ", 1946, No 3.

Новая философская энциклопедия:

БАХОФЕН (Bachofen) Иоганн Якоб (22 декабря 1815, Базель – 25 ноября 1887, там же) – швейцарский историк религии, культуры и права, основатель сравнительного правоведения. Изучал классическую филологию и юриспруденцию в Базеле, Берлине (у Ф.К.Савиньи) и Геттингене. В 1839 защитил диссертацию по римскому гражданскому праву, после чего два года обучался в Оксфорде, Кембридже и Париже. В 1841–44 профессор истории римского права в Базеле, с 1844 посвятил себя (наряду с деятельностью в качестве судьи) изучению истории права и древней истории. Известность Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе. Обратившись к мифологии и религиозным обычаям, нравам и правовым формам античного общества, Бахофен пытался подтвердить гипотезу о том, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства. Именно миф как наиболее аутентичное свидетельство о древних временах указывает на существование изначально матриархально ориентированного общества. «Символ», затрагивающий все струны человеческой души, – ключевое понятие при исследовании мифологии («миф есть экзегеза символа»).
Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна, солнце) находятся в определенной взаимосвязи и воплощают в себе определенные этапы развития человеческой истории (например, земля – материнское, солнце – отцовское начало). Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утреннюю» (когда сын еще находится во власти матери) – ей соответствует хтоническая мифология; «полуденную» (когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу) – эту стадию Бахофен называет также фаллически-дионисийской; третья, высшая стадия – «аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовствоболее высокого, духовного порядка. У каждой фазы (ступени) есть свой «дух». Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни с необходимостью определяет первую ступень человеческой истории. Об этом, наиболее раннем периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой. Историки культуры воспринимали Бахофена то как романтика, то как гениального предтечу этнологии, социальной антропологии и социологии семьи. Идущая от него традиция оказала влияние на современные женские движения.
Сочинения:
1. Gesammelte Werke, Bd. 1–10. Basel, 1943–67;
2. Versuch ber die Grbersymbolik der Alten, 1859;
3. Urreligion und antike Symbole, Bd. 1–2. Lpz., 1926;
4. Der Mythos vom Orient und Okzident. Eine Metaphysik der alten Welt, 5 Aufl. Mnch., 1956;
5. Das Mutterrecht. Fr./M., 1975.
И.А.Михайлов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru