Определение слова «Асмодей»

Толковый словарь Ефремовой:

Асмодей м.
1. Глава демонов, злой дух, разрушитель браков (в древнееврейской апокрифической литературе).
2. Употребляется как поэтический символ злого духа, разрушителя браков.

Большой энциклопедический словарь:

АСМОДЕЙ — в библейской мифологии злой дух.

Большая советская энциклопедия:

Асмодей
(др.-евр. Ашмедай — искуситель)
в ветхозаветной книге Товита (2 в. до н. э.), в Талмуде и в апокрифах — злой дух, глава демонов, разрушитель браков.

Словарь по культурологии:

(евр. греч. ), в иудейских легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (срв. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого Завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует некую иудейскую девицу Сарру своей ревностью, не давая свершиться ее браку и последовательно умерщвляя в брачную ночь семерых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, пользующемуся помощью Госрода и Архангела Рафаила, удается прогнать А. и сделать Сарру своей женой (Тов. 3:7-8; 9). А. выступает здесь как особенный недруг одного из «Божьих установлений» — брака. Этот мотив развивается в апокрифическом «Завете Авраама», восходящем к I в. н. э. Уже происхождение А. связано с блудом между (падшими) Ангелами и «дочерьми человеческими» (упомянутыми Быт. 6:2), и сама природа А. побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бессилия, холодности и отклонения желаний в недолжную сторону (апокрифическое соч. «Завет Соломона» 21-23). Это наиболее существенная сторона легенд об А. С ней связаны две другие линии — перенос на А. в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до истечения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордыню. В обеих этих линиях, в отличие от первой, А. наделен амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не легенды; он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвластная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удается опоить А., связать в пьяном виде и наложить на него свою магическую власть (мотивы «захвата опоенного чудовища», срв. сюжет Мидаса и Силена, «чудовища на человеческой службе», срв. рассказы о джиннах и т. п.); А., как и полагается захваченному чудовищу, выдает некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись, Соломон предлагает А. показать свою мощь и отдает ему свой магический перстень; А. немедленно вырастает в крылатого исполина неимоверного роста, забрасывает Соломона на огромное расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место. А. и здесь выдает свою природу блудного беса и недруга брака тем, что, хозяйничая в гареме Соломона, систематически нарушает ритуальные запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца, когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и А. получила универсальное распространение в литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского средневековья: в славянских изводах партнер Соломона носит наименование Китоврас (срв. греч. Kfevxaupoq, кентавр), в западноевропейских — Маркольф (Морольф, Марольт).
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Толковый словарь Даля:

асмодей
АСМОДЕЙ, злой дух, соблазнитель, диавол, бес, сатана.

Толковый словарь Кузнецова:

асмодей
АСМОДЕЙ -я; м. [нем. Asmodus из др.-евр. Ashmedai — искуситель, губитель].
1. [с прописной буквы]. В Талмуде и древнееврейской апокрифической литературе: глава демонов; злой дух.
2. В русской литературе 19 в.: Демон, разрушающий браки.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Асмодей, -я

Краткий религиозный словарь:

В до-христианских и христианских верованиях злой дух вожделения

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(собственно Ашмедай, то есть искуситель)злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. В книге Товия А. убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, т. е. сатаною, изгнавшим царя Соломона из его царства. В славянской повествовательной литературе XVI и XVII веков это сказание известно в двух редакциях: западной, которая носит название"Разговор Соломона с Морольфом", и восточной — "Сказание о Соломоне и Китоврасе". Последняя известна у русских. Здесь выступает тот же самый А.: в 1-й — под неясным именем Морольфа, Маркольфа или Морольта, во 2-й — под названием Китовраса, что произошло от греческого слова , что в свою очередь образовалось от санскритского Gandharva. См. Китоврас, Морольф.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru